АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-130-138
Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к личности учителя в условиях проведения реформ школьного и высшего образования. Период вхождения выпускника педагогического вуза в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет его профессиональная адаптация, будет зависеть, останется он работать в образовательной организации или будет искать себя в другой сфере. Раскрыты психологические стадии профессиональной адаптации в профессиональном становлении личности, рассмотрены этапы профессионального становления учителя. Цель исследования – выявление проблем в работе молодых учителей, с которыми они сталкиваются в период профессио нальной адаптации. Представлен анализ проблем, связанных с проведением уроков и организацией внеучебной деятельности в городских и сельских школах. Сделан вывод, что выпускники бакалавриата педагогического вуза считают себя наименее подготовленными к обучению детей с низкой учебной мотивацией, детей-инофонов, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одном классе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Результаты проведенного исследования могут быть использованы молодыми педагогами, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования пр оцесса профессиональной подготовки школьных учителей.
Ключевые слова: молодые педагоги, проблемы профессиональной адаптации учителей в школе, проблемы обучения детей-инофонов, проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Библиография:
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. стер. М.: Академия, 2009. 240 с.
2. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. вузов. М.: Просвещение, 1990. 139 с.
3. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник НГПУ. 2017. № 5. С. 25–36. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2525 (дата обращения: 12.08.2018). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02
4. Кондратьева С. В. Социально-перцептивная регуляция педагогической деятельности и общения // Мир психологии. 1996. № 3. С. 46–51.
5. Кузьмина Н. В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования // Известия РАО. 2000. № 1. С. 19–32.
6. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
7. Митина Л. M. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
8. Feiman-Nemser S., Norman P. J. Teacher education: From initial preparation to continuing professional development // Moon B., Ben-Peretz M., Brown S. A. Routledge International Companion to Education. London: Routledge, 2000. P. 732–755.
9. Torres R. M. Without the reform of teacher education there will be no reform in education // Prospects. 1996. Vol. XXVI, № 3. P. 447–467.
10. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 84–90. DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-84-90.
11. Иванова Н. Л., Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184–206. URL: https://vo.hse.ru/2017--1/204280286.html (дата обращения: 15.08.2018).
12. Мешкова И. В. Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 16–21.
13. Скоробагатова О. О. Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы: фестиваль педагогических идей. URL: http://festival.1september.ru/articles/313415/ (дата обращения: 20.08.2018).
14. Айгунова О. А., Саликова Э. М. В., Мкртчян В. А. Метод опроса «360 градусов» в оценке профессиональной деятельности учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 5 (194). С. 232–241. DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-232-242.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Страницы: 130 — 138
Скачиваний: 1216