ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-144-150
Формирование у обучающихся мышления, ориентированного на будущую профессиональную деятельность, является важной задачей системы высшего профессионального образования. Последние 10 лет в педагогическом дискурсе актуализировался термин «вычислительное мышление». Оно рассматривается как особая организация когнитивных процессов, позволяющая субъекту познавательной деятельности анализировать и разрешать проблемные ситуации с ориентацией на формулировку проблем таким образом, чтобы их решения могли быть представлены в виде последовательности шагов или алгоритмов, осуществляемых с помощью компьютера. Вычислительное мышление претендует на статус нового когнитивного навыка человека информационного общества XXI в. В соответствии с такой концепцией для студентов, обучающихся в университетах по программам IT-направлений, хорошо развитое вычислительное мышление может явиться залогом будущей успешной карьеры. Рассматриваются потенциальные возможности и организация практики решения учебных физических задач в контексте формирования вычислительного мышления студентов IT-направлений университета. Проведен анализ организации процесса решения задач, ориентированного на развитие основных составляющих вычислительного мышления, таких как абстрагирование, декомпозиция, алгоритмизация и обобщение.
Ключевые слова: студенты IT-направлений, вычислительное мышление, решение физических задач
Библиография:
1. Wing J. Computational Thinking // Communications of the ACM. 2006. V. 49 (3). P. 33–35. DOI: 10.1145/1118178.1118215.
2. Haseski H. İ., İlic U., Tuğtekin U. Defi ning a New 21st Century Skill-Computational Thinking: Concepts and Trends // International Education Studies. 2018. V. 11, № 4. P. 29–42. DOI:10.5539/ies.v11n4p29.
3. Denning P. J. Remaining Trouble Spots with Computational Thinking // Communications of the ACM. 2017. V. 60, № 6. P. 33–39. DOI: 10.1145/2998438.
4. Aho A. V. Computation and Computational Thinking // The Computer Journal. 2012. V. 55, № 7. P. 832–835. DOI: 10.1093/comjnl/bxs074.
5. Wong K.-С. Integrating Computational Thinking into Discrete Mathematics // Conference Proceedings of International Conference on Computational Thinking Education 2017. Hong Kong: The Education University of Hong Kong. P. 127–131.
6. Хеннер E. К. Вычислительное мышление // Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 18–33. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-18-33.
7. Клунникова М. М., Пушкарева Т. П. О подходах к определению понятия «вычислительное мышление» // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. С. 35–39.
8. Клунникова М. М., Пушкарева Т. П. Методы и средства развития вычислительного мышления при обучении дисциплине «Численные методы» // Современное образование. 2017. № 2. С. 95–101. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.23067. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_23067.html
9. Гладун А. Д. Физика как культура моделирования // Физическое образование в вузах. 1996. Т. 2, № 3. С. 41–45.
10. Ларченкова Л. А. Образовательный потенциал учебных физических задач // Физика в системе современного образования (ФССО – 15): материалы XIII Междунар. конф., Санкт-Петербург, 1–4 июня 2015 г. СПб.: Фора-принт, 2015. Т. 2. С. 114–117.
11. Гилев А. А. Практикум по решению физических задач в техническом вузе: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2008. 144 с.
12. Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Реализация деятельностного подхода в процессе обучения школьников решению физических задач // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 6 (57). С. 158–162.
13. Зеличенко В. М., Ларионов В. В. О проблемно ориентированном подходе к решению задач по физике в профильной школе и вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 10–15.
14. Зеличенко В. М., Ларионов В. В., Пак В. В. Проектный потенциал учебных задач по физике и его диагностика на примере задач из раздела «Электростатика» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 64–70. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-64-70.
15. Баранов А. В. Проектная деятельность компьютерного моделирования в физическом практикуме технического университета: организация, требования, критерии оценки // Инновации в образовании. 2016. № 10. С. 158–170.
16. Баранов А. В. Обучение компьютерному моделированию механического движения в Mathcad на системе «сквозных» задач. Ч. 1 // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 11 (89). С. 98–109.
17. Баранов А. В. Обучение компьютерному моделированию механического движения в Mathcad на системе «сквозных» задач. Ч. 2 // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 9 (99). С. 30–39.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДИЗАЙН
Страницы: 144 — 150
Скачиваний: 934