МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ СОЦИОМЕТРИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-90-97
Психолого-педагогическая безопасность – принципиально важный показатель образовательной среды. В высшем учебном заведении такая безопасность многофакторна и во многом детерминирована социально-психологической обстановкой внутри академической группы. Сложность полноценной диагностики социально-психологической обстановки в академических группах и фиксация негативных фактов (хронических конфликтов, моббинга и буллинга, причинения ущерба чести и достоинству) обусловливают необходимость применения социометрических методов. Предложен авторский метод обработки первичной информации, полученной в результате применения социометрического метода, который реализован в виде технологического инструментария (компьютерной программы), позволяет варьировать режимы проведения опросов, генерировать (после обработки результатов опроса) все виды информации, т. е. количественные показатели, отражающие социально-психологическую обстановку, а также интерактивную карту коллектива. Приведены примеры применения способа интерпретации (обработки) первичной информации методами «каменистой осыпи», математической теории пределов и теории граф. Методика может применяться в системах социально-педагогического мониторинга, разработке психодиагностического инструментария для изучения межличностного и межгруппового взаимодействия участников образовательной среды и создании информационно-вероятностных моделей поведения студенческой группы при всевозможных изменениях.
Ключевые слова: академическая группа, социометрия, безопасность, риски, математические методы, конфликт, компьютерная программа, диагностика, образовательная среда
Библиография:
1. Иванченко И. В., Пилюгина Е. И., Шельпова Е. В., Романов Д. А. Метод диагностики рисков образовательной среды // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 3 (223). С. 45–50.
2. Лебедева И. П. Мягкие модели как форма математизации социологического знания // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 79–84.
3. Лялюк А. В., Тучина О. Р. Исследование факторов риска образовательной среды современного вуза: позиции студентов // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 3 (223). С. 57–65.
4. Самойлюк Т. А. Формирование системы управления человеческими ресурсами современной организации // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 72–74.
5. Лялюк А. В., Тучина О. Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 147–151.
6. Шапошникова Т. Л., Подольская О. Н., Пастухова И. П. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач // Научные труды Кубанского гос. технолог. ун-та. 2016. № 8. С. 370–384.
7. Шевченко П. В. Модели управления объединенными образовательными организациями Москвы // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 134–138.
8. Ясвин В. А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 143–153.
9. Yasvin V. A., Rusetskaya M. N., Osadchiy M. A. Assessment of school and university environments by high school and college students // Biomedical and Pharmacology Journal. 2015. Vol. 8. № 2. Р. 761–772. DOI: http://dx.doi.org/10.13005/bpj/824
10. Mat N., Alias J., Muslim N. The impacts of organizational factors on knowledge sharing in higher learning institutions (HLIs): Case at university Kebangsaan Malaysia (UKM) // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7, № 6. Р. 181–188. DOI: 10.5901/mjss.2016.v7n6p181
11. Ugodulunwa C. A., Adeyemo A. A. Factorial Validation of an Academic Environment Scale for Undergraduate Education Students in Jos, Nigeria // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7, № 6. Р. 205–212. DOI: 10.5901/mjss.2016.v7n6p205
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ
Страницы: 90 — 97
Скачиваний: 877