СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ФЕНОМЕНЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-179-189
Содержится описание и визуальное представление идеального объекта – структуры психики человека, рассматриваемой в контексте системных исследований. Обоснована актуальность изучения психики человека. Дано определение психики, приведены две антагонистические точки зрения относительно ее природы. Обозначены дисциплинарные уровни изучения феномена психики. Приводятся авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру психики человека в контексте системных исследований. Идеальная структура психики представлена тремя подсистемами: сознанием, личностью, когнитивной сферой; материальная – биологическим базисом. Описаны как общие системные функции психики, так и функции ее отдельных элементов. Дана характеристика подсистем идеальной структуры психики. Освещены научные концепции, имеющие особую гносеологическую ценность. Обозначены перспективные направления фундаментальных научных исследований. Материалы статьи дополняют существующие научные представления о структуре психики человека и закономерностях ее функционирования.
Ключевые слова: психология, психика, сознание, личность, когнитивная сфера, функции, система, структура, элемент
Библиография:
1. Соколова Е. Е. Психика: форма или функция деятельности? (К дискуссиям во внутреннем оппонентном круге школы А. Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 100–110.
2. Братусь Б. С. «Психика» и «личность» в отсутствии «души» и «духа» // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 5. С. 118–138.
3. Большой психологический словарь / ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: АСТ, 2009. 816 с.
4. Гадельшина Т. Г., Шелехов И. Л. Методология и методы научных исследований. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 264 с.
5. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Структура личности в контексте системных исследований // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXII Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 16–20 апреля 2018 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. Т. III. С. 42–58.
6. Языков К. Г., Шелехов И. Л., Булатова Т. А. Психолого-педагогическая антропология. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 308 с.
7. Шелехов И. Л. Системный подход как методологический базис личностно ориентированных психологических исследований // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 9–20. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-9-20
8. Анохин К. В. Когнитом: гиперсетевая модель мозга // Нейроинформатика-2015: XVII Всероссийская науч.-технич. конф. с междунар. участием: сб. науч. тр. М., 2015. Т. 1. С. 14а.
9. Лазуткин А. А., Комиссарова Н. В., Топтунов Д. М., Анохин К. В. Визуализация морфологии мозга с помощью трехмерной микроскопии и флуоресцентного окрашивания по методу Ниссля // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2013. Т. 155. № 3. С. 381–384.
10. Шигеев В. Б. Судебно-медицинские заметки: эпонимы, термины и понятия в танатологии. М.: Перо, 2017. 324 с.
11. Ахметова Л. В. Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из опыта работы) // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 131–135.
12. Дивеев Д. А., Демидов А. А. Перцептивное доверие и адекватность оценки личностных характеристик человека в различных условиях восприятия // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 1. С. 35–48. DOI: 10.17759/exppsy.2018110102
13. Коттл Т. В., Крушельницкая О. Б., Орлов В. А. Взаимодействие психолога с субъектами образовательного процесса в школах США // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 165–178. DOI: 10.17759/sps.2018090211
14. Счастный Е. Д., Суровцева А. К., Рудницкий В. А. Соотношение личностных особенностей и качества жизни у пациентов с аффективными расстройствами // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016. № 1 (90). С. 63–66.
15. Арутюнова К. Р., Бахчина А. В., Крылов А. К., Александров Ю. И. Воздействие алкоголя на сердечный ритм и оценку действий при решении моральных дилемм // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 1. С. 5–22. DOI: 10.17759/exppsy.2017100102
16. Вачков И. В., Заруба Д. А., Куртанова Ю. Е. Психологические особенности образа Я и самооценки у подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 45–65. DOI: 10.17759/cpse.2018070303
17. Кочерова О. Ю., Пыхтина Л. А., Гаджимурадова Н. Д., Филькина О. М., Малышкина А. И. Психологические особенности матерей детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 3. С. 69–77. DOI: 10.17759/cpse.2016050305
18. Головей Л. А., Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Савенышева С. С., Муртазина И. Р. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 8–26. DOI: 10.17759/cpp.2018260402
19. Барабанщиков В. А., Лупенко Е. А., Шунто А. С. Восприятие личности человека по изображениям его лица на фотографии и художественном портрете // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 4. С. 56–73. DOI: 10.17759/exppsy.2017100405
20. Фоломеева Т. В., Федотова С. В. Дифференциация образов высокостатусного и низкостатусного человека у молодежи // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 197–207. DOI: 10.17759/sps.2018090319
21. Марарица Л. В., Казанцева Т. В., Почебут Л. Г., Свенцицкий А. Л. Вклад личности в социальный капитал группы: структура альтруистического инвестирования // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 1. С. 43–66. DOI: 10.17759/sps.2018090104
22. Волкова Н. В., Чикер В. А. Карьерные установки студентов стратегически перспективных направлений обучения // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 1. С. 90–107. DOI: 10.17759/sps.2018090107.
23. Левицкая Т. Е., Тренькаева Н. А., Козлова Н. В., Богомаз С. А., Цехмейструк Е. А. Безопасность в структуре ценностей молодежи, проживающей в городской среде // Психология и право. 2018. Т. 8, № 4. С. 20–33. DOI: 10.17759/psylaw.2018080403
24. Юшачкова Т. Б. Взаимосвязь эго-компетентности личности и способности к пониманию другого человека в юношеском возрасте // Российский психол. журн. 2018. Вып. 15 (2). С. 83–107. DOI: 10.21702/rpj.2018.2.4.
25. Борисова И. В., Хадыкина Ю. Н. Связь способов поведения в конфликте с типами защитного и совладающего поведения юношей и девушек // Российский психол. журн. 2018. Вып. 15 (1). С. 92–112. DOI: 10.21702/rpj.2018.1.5
26. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. 688 с.
27. Берестнева О. Г., Жаркова О. С., Шелехов И. Л. Системный анализ и информационные технологии в задачах исследования гендерных и личностных особенностей современных женщин. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. 294 с.
28. Шелехов И. Л. Системный подход к определению нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 206–216. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-206-216
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
Страницы: 179 — 189
Скачиваний: 2892