ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ДОГАДКЕ НА ОСНОВЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-56-65
Освещается актуальная проблема обучения иностранных студентов чтению русских текстов с использованием языковой догадки на основе словообразовательного анализа. Предлагается обучать формированию приемов языковой догадки в соответствии с теорией умственных действий, предполагающей создание у иностранных учащихся проекта самостоятельной деятельности в ходе последовательных операций, ориентирующих обучающихся на правильное понимание незнакомых слов при чтении. При обучении догадке используется морфолого-синтаксический анализ: опознание известной части слова на основе бывшего в опыте языкового материала; выделение на основе имевшихся в опыте аналогичных примеров частей слов; осознание принадлежности слова к определенной части речи; понимание значения слова. Используются словообразующие модели, на которые обучающиеся могут опираться при определении значений незнакомых слов в процессе рецепции быть достаточно наполненными, распространенными и тематически прозрачными. Ведущим методом исследования данной проблемы является педагогический эксперимент, а также метод статистической обработки количественных результатов исследования. Цель – научить студентов-иностранцев особенностям русского словообразования, производить морфемный и словообразовательный анализ для развития языковой догадки. Приведены примеры реализации системы упражнений на развитие языковой догадки. Основные результаты показали, что владение иностранными студентами навыками языковой догадки успешно помогает им в понимании читаемого и овладении русским языком в целом. Для успешного возникновения языковой догадки на основе словообразования иностранным учащимся следует научиться анализировать целый комплекс языковых данных, сопоставлять неизвестное с известным, использовать аналогию и различные виды переноса, научить студентов выделять корень, суффиксы, префиксы, окончания и определять их значения, устанавливать принадлежность слова к определенной части речи, определять род, число, падеж, склонение и выявлять морфолого-синтаксическую функцию. Владение словообразовательными моделями способствует самостоятельной семантизации незнакомых производных слов и тем самым расширению пассивного и потенциального словаря иностранных учащихся.
Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, языковая догадка, словообразовательный анализ, самостоятельное чтение, поэтапное формирование навыков
Библиография:
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. 384 с.
2. Тюкова И. Г. Догадка. Необходимость ее развития у студентов-иностранцев // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты: материалы VII Междунар. науч. конф. (Ульяновск, 16–19 мая 2007 г.). Москва; Ульяновск: Институт языкознания РАН; Ульяновский гос. ун-т, 2007. С. 240–241.
3. Киндря Н. А. Развитие языковой догадки при обучении русскому языку как иностранному // Научное обозрение. 2017. Т. 5, № 37.
4. Большакова Н. Г. Развитие языковой догадки при чтении текста в современном пособии по РКИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский язык и иностранные языки. Методика их преподавания». 2012. № 3. С. 56–61.
5. Швецова О. А. Языковая догадка и другие умения чтения. М., 2001.
6. Бехтерева Н. В. Магия мозга и лабиринты жизни. М.; СПб., 2008. 384 с.
7. Черниговская Т. В. Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80, № 5/6. С. 461–465.
8. Титкова С. И. Развитие механизмов вероятностного прогнозирования и языковой догадки при обучении иностранным языкам // Язык и межкультурная коммуникация: материалы Второй Международной науч.-практ. конф.: в 2 т.: Великий Новгород, 2011. С. 383–386.
9. Wang Qi. Qian tan e yu yue du neng li de pei yang [About improving reading skills in Russian] // Heihe Education. 2017. № 11. Р. 43–44.
10. Bolshakova N. G., Nizkoshapkina O. V. Specific development of contextual guess in foreign students through text reading // Scientific Conference on Social Sciences and Arts (26 August – 1 September). SGEM 2018. Vol. 5, is. 3.5. Р. 755–761. URL: www.sgemsocial.org
11. Бомар Ф. Подразумеваемые знания. Интуиция против неопределенности. Гуманитарный центр. Харьков, 2014.
12. Сэдлер-Смит Ю. Как эффективно использовать силу шестого чувства. М.: ЭКСМО. 2011.
13. Большакова Н. Г. Языковая догадка в системе обучения чтению иностранных учащихся. М.: Экон-Информ, 2014. 82 с.
14. Митин А. Н. Основы педагогической психологии высшей школы: учеб. пособие. Москва, Екатеринбург: Проспект, Уральская гос. юрид. академия, 2015. 189 с.
15. Абрамова М. В. Развитие языковой догадки на уроках русского языка как иностранного на предвузовском этапе // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. С. 407–410.
16. Никитина Т. Г. Русские словообразовательные модели в пособии по языку специальности для иностранцев // Альманах современной науки и образования. 2013. № 12. С. 138–140.
17. Чайкисова А. В. Особенности развития языковой догадки в процессе обучения английскому языку // Междунар. науч.- практ. конф.: сб. науч. тр. Ульяновск: УЛГТУ, 2017. С. 23–27.
18. Хайруллин М. Б., Хайруллина А. М. Продуктивность и проблематизация заданий на словообразование при обучении английскому языку // Дискуссия. 2014. № 7 (48). С. 134–138.
19. Большакова Н. Г., Низкошапкина О. В. Известные деятели науки и культуры России XXI века: учеб. пособие по чтению. М.: Экон-Информ, 2018. 72 с.
20. Знаменитые имена России ХХI века. URL: https://sites.google.com/site/imenarossii3/ (дата обращения: 05.01.2019).
21. Евстигнеева И. Ф., Назарцева Е. А. Развитие умения языковой догадки на основе индивидуально-авторского словообразования (на материале художественных текстов) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6, ч. 2.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 56 — 65
Скачиваний: 1140