ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ И ФАКТОРЫ РИСКА УЧЕБНЫХ ПЕРЕГРУЗОК У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-82-93
Представлены результаты эмпирического исследования учебных перегрузок у обучающихся основной ступени общеобразовательной школы. Дано теоретико-методологическое обоснование проведенного исследования и показана его объективная актуальность для современной системы общего образования. Психодиагностические данные были подвергнуты математико-статистической обработке (корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ), классифицированы, обобщены и интерпретированы. Полученные результаты позволили прийти к выводу о влиянии учебных перегрузок на психологическое самочувствие обучающихся основной ступени общей школы. Приводится обобщающий вывод о том, что учебная перегрузка формируется не за счет основной учебной нагрузки обучающихся, а в результате посещения дополнительных видов учебных занятий. Сделано заключение, согласно которому для предупреждения учебных перегрузок необходимо ориентироваться не только на нормативную регламентацию отдельных видов учебной деятельности, но и на субъективное состояние обучающихся. Приводятся рекомендации возможных направлений превентивной работы с обучающимися по психологической профилактике учебных перегрузок.
Ключевые слова: учебная нагрузка, учебные перегрузки, психологические предикторы, факторы риска, основная общая школа, профилактика учебных перегрузок
Библиография:
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
2. Эльконин Б. Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. 144 с.
3. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ, 2004. 672 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2009. 452 с.
5. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. М.: Ин-т детства РАО, 2014. 455 с.
6. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2008. 939 с.
8. Волкова М. А. Нормализация учебной нагрузки школьников на основе системы задач репродуктивного и продуктивного характера различного типа: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 184 c.
9. Баева И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. СПб.: Речь, 2002. 236 с.
10. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР, 2013. 528 с.
11. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности. М.: МПГУ, 2017. 194 с.
12. Корытова Г. С., Черкасова О. А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися // Вестн. Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 193–197.
13. Ипполитов Ф. В. К проблеме учебной перегрузки школьников // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 160–166.
14. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. 272 с.
15. Безруких М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. М.: Первое сентября, 2006. 144 с.
16. Торыбаева Ж. З. О педагогических технологиях формирования здорового образа жизни школьников // Педагогика. 2012. № 5 С. 119–121.
17. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 29–32.
18. Каракашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Захарова И. Н. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста // Педиатрическая фармакология. 2017. Т. 14, № 1. С. 7–23.
19. Особенности состояния здоровья современных школьников // Официальные документы в образовании: материалы Научного центра здоровья детей РАМН. 2008. № 29. С. 17–20.
20. Якиманская И. С., Рябоштан Е. П. Изучение личности ученика в образовательном процессе. М.: Сентябрь. 2011. 176 с.
21. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: Альта-Принт, 2008. 510 с.
22. Гельфман Э. Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 6. С. 35–45.
23. Пахальян В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования. М.: Пер Сэ, 2003. 208 с.
24. Аршинская Е. Л., Корытова Г. С. Взаимодействие психолога и педагогов школы по решению основных задач психопрофилактики // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 4 (32). С. 109–116.
25. Корытова Г. С., Корытова А. И. Внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» в образовательных учреждениях: структурно-содержательный анализ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 123–132. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-123-132
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 82 — 93
Скачиваний: 886