ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ МУЗЕЕВ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ХIХ–ХХ ВЕКОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-182-189
Представлена целостная картина развития музейного дела на огромной территории Томской губернии и современной Томской области. Выявлены исторические условия зарождения музейного дела как социального феномена и постепенного создания различных видов музеев. Предложена условная классификация музеев: университетские, муниципальные, ведомственные, мемориально-политические, школьные, определены целевые предназначения музеев каждого вида, их просветительские задачи, образовательно-воспитательные функции. Обоснованы социальные, просветительские и педагогические потребности музеев в отборе, сохранении и презентации культурно-исторического наследия человечества.
Ключевые слова: музей, экспозиция, исторические реликвии, поисково-исследовательская работа, образовательная деятельность, учебный процесс, дополнительное образование школьников
Библиография:
1. Каулен М. Е. Музейное дело России. 3-е изд. М.: Изд-во ВК, 2010. 676 с.
2. Разгон А. М. Исторические музеи в России (с начала XVIII века до 1861 г.) // Очерки истории музейного дела в СССР. М., 1963. Вып. 5. С. 189–275.
3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 233 (Томская городская управа). Д. 545 [Переписка с губернатором и городской думой об открытии музея при университете]. Оп. 1. Л. 3–5.
4. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 6 [Документы об открытии Музея археологии]. Оп. 1. Л. 17.
5. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 12 [Документы об открытии Музея зоологических экспонатов]. Оп. 1. Л. 2–4.
6. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 5 [Документы об открытии Палеонтологической комнаты]. Оп. 1. Л. 1–3.
7. ГАТО. Ф. 102 (Томский университет министерства народного просвещения). Д. 27 [Документы об открытии Музея анатомии]. Оп. 1. Л. 1–5.
8. ГАТО. Ф. 126 (Управление Западно-Сибирского учебного округа). Д. 455 [Ходатайство совета общества попечителей о начальном образовании об утверждении Музея прикладных знаний]. Оп. 1. Л. 3–4.
9. Томилов Н. А. Новосибирский областной краеведческий музей в 1920-е годы // Проблемы музееведения и народная культура. Новосибирск, 1999. С. 139–141.
10. Фоминых С. Ф., Черняк Э. И. История комплектования музейных коллекций Сибирского (Томского) университета в документах // Томские музеи: сб. документов и статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. С. 172–175.
11. ГАТО. Ф. 233 (Томская городская управа). Д. 3367 [Прошение об открытии в Томске Научно-художественного музея]. Оп. 2. Л. 1.
12. Архив Томского областного краеведческого музея (ТОКМ). Ф. 213 (Охрана памятников искусства и старины). Д. 18 [Решение об открытии в Томске Музея края]. Оп. 1. Л. 1.
13. Рассамахин Ю. К. Первый музей в Нарымском крае // Земля Парабельская: сб. науч.-популярных очерков. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. С. 245–251.
14. Жатков А. В. Из истории Нарымского музея // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 7. С. 189–194.
15. Архив Музея истории развития народного образования Томской области (МИРНОТО). Ф. 11 (Музейные хроники). Д. 103 [Из истории музееведения]. Оп. 2. Л. 13–16.
16. Архив МИРНОТО. Ф. 43 (Музеи Томска и Томской области). Д. 103 [Информационная справка об экспонатах школьного музея города]. Оп. 1. Л. 1–4.
17. Архив Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 80 (Научное содружество г. Томска). Д. 794 [Открытие Музея следственной тюрьмы]. Оп. 2. Л. 1–6.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 182 — 189
Скачиваний: 802