ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА»
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-53-59
Важными приоритетами государственной политики сегодня являются привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Задача построения в стране инновационной экономики и достижения технологического уровня не может быть решена без радикального совершенствования системы дополнительного образования детей технической направленности, в том числе через разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий по приоритетным направлениям, востребованным в современном мире. В данных обстоятельствах возникает необходимость разработки новой образовательной модели, основанной на интеграции современных программ дополнительного образования и позволяющей готовить будущих специалистов научно-технической сферы в постоянно изменяющихся условиях начиная со школьного возраста. Модель формирования компетенций школьников в сфере научно-технического творчества средствами дополнительного образования включает: целевой компонент как матрицу целевых результатов, представляющий собой декомпозицию компетенций на систему действий, которые школьник должен освоить в рамках формирования компетенций; содержательно-операционный компонент модели как совокупность образовательного контента, собранного на образовательной цифровой платформе; операционно-технологический компонент как совокупность вариантов технологий формирования компетенций или совокупность образовательных треков (маршрутов) и способов перехода между ними для выстраивания индивидуальной образовательной траектории; диагностический компонент, обеспечивающий выявление уровня сформированности компетенций школьника при регистрации на цифровой платформе. Для оценки уровня сформированности компетенции были разработаны деятельностные показатели. Полный критериально-диагностический аппарат модели включает в себя матрицы целевых результатов 60 компетенций, которые содержат 960 показателей уровня сформированности и проявления данных компетенций. Реализация модели позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации школьников в научно-технической сфере.
Ключевые слова: модель формирования компетенций школьников, сфера научно-технического творчества, дополнительное образование
Библиография:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 273 с.
2. Прогноз научно-технологического развития России: 2030 / под ред. Л. М. Голдберха. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 244 с.
3. Концепция дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014, № 1726-р. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 23 с.
4. Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: проблемы и пути решения, 20.12.2015 // Информационно-методический портал «Добразование». URL: http://dopedu.ru/news/695-razvitie-nauchnotekhnicheskogo-tvorchestva-detej-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-problemy-i-puti-resheniya.html (дата обращения: 08.12.2018).
5. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
6. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки Веди, 2012. С. 347–351.
7. Бактыбаев Ж. Ш. Использование технологии таксономии Блума в учебном процессе вуза // Ярославский пед. вестн., 2017. № 1. С. 150–153.
8. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире // Будущее России, 2017. 93 с.
9. Исакова O. A. Педагогические условия достижения школьниками личностных результатов посредством индивидуальных образовательных траекторий // Человек и образование, 2014. № 4. С. 163–166.
10. Пушкарева Т. Г., Куликов С. Б. Роль сетевого взаимодействия в организации образовательной среды // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin), 2012. Вып. 8 (123). С. 34–37.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ, ИНКЛЮЗИВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 53 — 59
Скачиваний: 1116