ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫБОР СТРАТЕГИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-60-66
Рассматриваются понятия «глобальный мир» и «глобальное мышление» в их пространственном и временном (темпоральном) значении. Включение глобальных пространственных и временных аспектов в содержание высшего образования обусловливает концептуальность образования, что положительно влияет на качество высшего образования. Показано, что смысловые образования личности находятся в прямой зависимости от временных аспектов ее существования, и они важны для стержневых структур смысловой сферы личности. Обоснована необходимость более четкого обозначения целей высшего образования с проекцией на временные аспекты развития глобального мира. Отстаивается мысль о формировании глобального мышления у студентов как одной из стратегий высшего образования. Представлены направления формирования глобального мышления с учетом его временного аспекта. Приведены примеры практических решений по выбору стратегий в образовательном процессе высшей школы. Показано, что для устремления образования в будущее и подготовки человека к жизни в его глобальной перспективе, учитывая темпоральный аспект, важно ориентировать студентов на взаимодействие с окружающим миром как соразвитие, на формирование чувственных, волевых, содержательных сторон сознания в их взаимосвязи. Также актуально формирование у субъектов образования эффективных моделей мышления в условиях современной реальности. Обращение к трансдисциплинарному содержанию рассматривается как исследовательская стратегия, позволяющая обучающемуся при решении профессиональных задач, осмысливать природу анализируемых фактов в их целостности и комплексном проникновении в системы других предметных областей. Исследование показало, что формирование культуры трансляции способов познавательной деятельности позволяет студентам обнаружить глобальную, духовную сторону деятельности, благодаря чему укрепляется тенденция более обоснованных ожиданий оптимистического будущего для молодых людей.
Ключевые слова: пространственные и темпоральные аспекты глобального мира, глобальное мышление, трансляционные функции преподавателя
Библиография:
1. Урсул А. Д. Становление глобального мышления: пространственно-временной ракурс. М.: Пространство и время, 2012. 167 с.
2. Карпинский К. В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2017. 22 с.
3. Shek D. T. L. Life Meaning and Purpose in Life Among Chinese Adolescents: What Can We Learn From Chinese Studies in Hong Kong? // The Scientific World Journal. 2012. Vol. 25, № 3. Р. 335–357. DOI: 10.1100/2012/458953
4. Shek D. T. L., Liang Lu-Yin. Psychosocial Factors Influencing Individual Well-Being in Chinese Adolescents in Hong Kong: a Six-Year Longitudinal Study Applied Research in Quality of Life // The Scientific World Journal. 2017, June. Р. 1–24. DOI: 10.1007/s11482-017-9545-4
5. Jang H., Reeve J., Halusic M. A new autonomy-supportive instructional strategy to increase conceptual learning: Teaching in students› preferred ways // Journal of Experimental Education. 2016. Vol. 84, № 4. Р. 345–364. DOI: 10.1080/00220973.2015.1083522
6. Панибратцев А. В. Глобализация и проблемы высшего образования в России // Научн. вестн. Московского гос. техн. ун-та гражд. авиации. 2014. № 203. С. 49–54.
7. Леженина А. А., Сокольская М. В., Примаченко Я. В. Проблемы профессиональной педагогической подготовки преподавателей технических вузов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22263 (дата обращения: 01.04.2019).
8. Лазарева О. П. Проблема мотивации студентов вуза к обучению // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50), ч. 5. С. 46–48. URL: https://research-journal.org/pedagogy/problema-motivacii-studentov-vuza-k-obucheniyu/ (дата обращения: 01.04.2019). DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.223
9. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 272 с.
10. Чижевский А. Л. Космический путь жизни. М.: Мысль, 1995. 768 с.
11. Казанцев А. К., Киселев В. Н., Рубвальтер Д. А., Руденский О. В. NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века. М.: ИНФРА-М, 2012. 384 с.
12. Косогова А. С., Калинина Н. В. Системное мышление как основа культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 135–139. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-135-139
13. Косогова А. С., Калинина Н. В. Методологические и практические аспекты проблемы формирования у будущих педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26244 (дата обращения: 01.04.2019).
14. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления: хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. М.: Альпина Паблишер, 2012. 197 c.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 60 — 66
Скачиваний: 709