ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-84-91
Показана необходимость обновления содержания дефектологической подготовки в период становления инклюзивного образования. Обозначены новые ориентиры профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, соответствующие вызовам современного образования. Охарактеризованы современные подходы к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата. Обоснована целесообразность применения антропологического, средового, компетентностного и системно-деятельностного подходов к реализации инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов. Выявлено единство антропологической концепции понимания человека и принципов инклюзивного образования. Определены значимые ценностно-смысловые установки педагогов-дефектологов для реализации задач инклюзивного образования. Охарактеризована особая образовательная среда инклюзивно ориентированной подготовки как взаимопроникновение локальных сред, включающих образовательную рефлексивную среду вуза и инклюзивную образовательную среду инклюзивных образовательных организаций. Обозначено значение компетентностного подхода, в рамках которого проектируется инклюзивная компетентность педагогов-дефектологов как результат бакалаврской подготовки. Показано понимание инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов как динамичной системы взаимосвязанных элементов в профессионально-образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: вызовы инклюзивного образования, обновление подготовки педагогов-дефектологов, антропологический, средовой, системно-деятельностный и компетентностный подходы
Библиография:
1. Асмолов А. Г. Презентация программы по развитию личностного потенциала. Школа возможностей. Выпуск от 11.04.2019. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WUGGzwaMrh4&list=PL-0gGFTvftQuqG1d7E0nIgrpKH1vgrH37&index=4&t=0s (дата обращения: 18.04.2019).
2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
3. Розин В. М. Философия образования и педагогическое знание // Психологическое образование: контексты развития. Альманах № 3. Серия: Университет в перспективе развития. Минск: Технопринт, 1999. 168 с.
4. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
5. Райфшнайдер Т. Ю. Проксимальность личности как составляющая компетенции обучающихся в области профилактического образования // Преемственность в образовании. 2014. № 6 (11). URL: http://journal.preemstvennost.ru (дата обращения: 18.04.2019).
6. Кузьмина О. С. Актуальные вопросы подготовки педагогов в условиях инклюзивного образования // Вестн. Омского ун-та. 2013. № 2. С. 191–194.
7. Суворов А. В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27–31.
8. Зубарева А. В. Основные принципы инклюзивного образования. Структура инклюзивной образовательной среды. URL: https://multiurok.ru/files/osnovnyie-printsipy-inkliuzivnogho-obrazovaniia-st.html (дата обращения: 20.04.2019).
9. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 79–88.
10. Стеценко И. А. Педагогическая рефлексия (теория и технология развития): дис. ... д-ра пед. наук. Таганрог, 2006. 381 с.
11. Козырев В. А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 346 с.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 03.08.2015).
13. Петрова М. А. Отличительные особенности компетентностного и системно-деятельностного подходов в образовании // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы науч.-практ. Интернет-конф. Иркутск: ИГЛУ, 2012. С. 6–12.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 84 — 91
Скачиваний: 835