АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-100-105
Рассматриваются проблемы стратегического управления качеством образования через процессы адаптации студентов к системе высшего образования. Анализируются разнообразные проблемы, влияющие на низкое качество адаптации. В частности, в качестве первой проблемы выделяется и анализируется значительный разрыв школьного и вузовского образовательного пространства, которое заключается в том, что вуз и школа практически не имеют точек соприкосновения: школьники не имеют представления о структуре образовательного пространства вуза, временных ритмах организации его работы (семестры, модули, сессии), поточных методах организации учебного процесса, потоках студентов, объединяющих большие массы студентов одного курса или смежных направлений подготовки. Лекционно-семинарская и зачетно-экзаменационная системы также сильно отличаются от привычных за 11 лет обучения в школе способов организации учебного процесса и контроля знаний. В результате проведенного анализа предлагается ряд подходов к решению поставленной проблемы: взаимодействие школы с вузами, ранняя профессиональная ориентация школьников, а также внедрение элементов проектного управления в образовательный процесс вуза.
Ключевые слова: адаптация, образовательное пространство, абитуриенты, качество образования, стратегическое управление образованием
Библиография:
1. Никифоров В. И. Сурыгин А. И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2009. 141 с.
2. Ащепков В. Т. Проблемы профессиональной адаптации начинающих преподавателей высшей школы // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3, Педагогика и психология. 2010. С. 4–10.
3. Дарьенкова Н. Н. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2015. 188 с.
4. Хунагов Р. Д. Риски современного высшего образования в России: личностный аспект // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3, Педагогика и психология. 2010. С. 35–41.
5. Ганина С. А. Управление качеством образования в контексте процессного и системного подходов // Вестн. Российского нового ун-та. 2017. № 1. С. 23–27.
6. Пиралова О., Ведяник Ф. Подготовка современных школьников к обучению в техническом вузе // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 122–124.
7. Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе. Великий Новгород, 2008. 280 с.
8. Глинкина О. В. Применение элементов проектного управления при реализации программы развития студенческих объединений в вузах // Высшее образование сегодня. 2018. Вып. 3. С. 32–35.
9. Ганина С. А. Образование как фундаментальный компонент формирования человеческого капитала в современных условиях // Вестн. Российского нового ун-та. 2017. № 4. С. 5–9.
10. Ганина С. А. Образование как фактор формирования человеческого капитала в условиях цифровой экономики // Сб. материалов Международной научной конференции «Человеческий капитал в условиях цифровой экономики». М., 2018. С. 239–245.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 100 — 105
Скачиваний: 811