ГОТОВНОСТЬ К КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-130-141
Рассматривается вопрос о значимости кросс-культурной компетентности субъектов образовательной среды. Анализируются социокультурные и языковые барьеры, возникающие в условиях кросс-культурной ситуации, определяются затруднения, которые испытывают коммуниканты, и уровень их готовности к коммуникативному взаимодействию. Отмечается, что кросс-культурная ситуация возникает не только в общении представителей разных национальностей, но и при общении педагогов с детьми мигрантов, обучающимися различных вероисповеданий, детьми с особыми образовательными потребностями. Представляются результаты анкетирования студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» на предмет их готовности к коммуникативному взаимодействию в условиях кросс-культурной ситуации. В университете обучаются студенты марийской, русской, татарской, чувашской, грузинской, армянской, чеченской, удмуртской, башкирской и других национальностей, а также иностранные студенты из Индии, Таджикистана, Туркменистана, Египта, Венгрии, Финляндии и др. Все они исповедуют разную религию (христианство, ислам, буддизм, индуизм, язычество и т. д.), ориентируются на свои правила коммуникации, придерживаются своих ценностных установок. Результаты исследования показывают, что иностранные студенты в качестве основного затруднения называют прежде всего языковой барьер, испытываемый ими при приезде для обучения в другую страну. Отмечаются социокультурные различия, которые также затрудняют коммуникативное взаимодействие. Даются количественные и качественные показатели высокого, среднего и низкого уровней готовности к коммуникативному взаимодействию в условиях кросс-культурной ситуации.
Ключевые слова: образовательный процесс, кросс-культурная ситуация, педагог, обучающийся, коммуникация, взаимодействие, этническая группа, иностранные студенты
Библиография:
1. Зинова И. М., Шайдуллина Г. Ф. Коммуникативная компетентность педагогических работников в условиях перехода к инклюзивному образованию // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4. С. 961–965.
2. Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. 222 с.
3. Рыбаковский Л. Л. Россия и новое зару6ежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М.: ИСПИ РАН. 1996. 55 с.
4. Научные исследования в области этничности, межнациональных отношений и истории национальной политики: материалы сессии Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений , 19 декабря 2017 г., Москва / сост. Б. А. Синанов; под ред. В. А.Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2018. 315 с.
5. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003. 223 с.
6. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
7. Зимняя И. А. Ключевые социальные компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 15–20.
8. Лебедева Н. М. Этническая и кросс-культурная психология: учеб. для высших учеб. заведений. М.: МАКС Пресс, 2011. 423 с.
9. Rubin J. Z., Brown B. R. The Social Psychology of Bargaining and Negotiation. Washington, 2005.
10. Fahrutdinova G. Zh., Bulatbayeva K. N., Kondratova O. I., Fedorova S. N., Petukhova O. A. Updating of language training content in Kazakhstan: implementation of new linguodidactic approaches // XLinguae Scientifi c Language Journal. 2018. Issue 2. P. 239–255.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 130 — 141
Скачиваний: 926