К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ МАРКЕРОВ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ СТРАТЕГИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-150-156
Рассматриваются результаты эмпирического выявления показателей-маркеров полярных смыслообразующих стратегий. Для первоначального моделирования процессов смысловой регуляции предлагается две полярных стратегии образования личностных смыслов: приспособительная и развивающая. Личностные смыслы находятся во взаимном соответствии со свойствами личности, проявляемыми во взаимодействиях различного порядка. Для эмпирического описания данных стратегий разработан частный семантический дифференциал – девять биполярных шкал личностных свойств. В данных шкалах используются слова, обозначающие соответствующие свойства личности и выступающие индикаторами смысла. Для установления маркеров, индикатирующих данные полярные стратегии, проведено эмпирическое исследование (n = 145) c помощью батареи тестов, в которую вошли: разработанный частный семантический дифференциал, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, тест М. Куна «Кто Я?», тест множественного интеллекта Г. Гарднера, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест-опросник личностной рефлексии И. А. Стеценко. Выявлено, что стабильное положительное статистически значимое наличие корреляционной связи (р ≤ 0,05) наблюдается только для показателей девяти разработанных шкал частного семантического дифференциала и показателя «осмысленность жизни» теста «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву. Этот показатель возможно применять в виде маркера полярных стратегий смыслообразования.
Ключевые слова: смысловая система, стратегия смыслообразования, свойство личности, семантическая шкала
Библиография:
1. Frankl V. Man’s Search for Meaning: Young Adult Edition (Reprint edition) / J. Boyne (Foreword). Boston, MA, USA: Beacon Press, 2017. 192 p.
2. Абакумова И. В. Обучение как двуединый процесс и его движущие силы в смысловой интерпретации // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика / сост. И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. М.: КРЕДО, 2014. С. 10–18.
3. Братусь Б. С. Уровни развития смысловой сферы личности // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика / сост. И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. М.: КРЕДО, 2014. С. 135–146.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
5. Абакумова И. В., Годунов М. В., Генердукаева З. Ш., Енин А. Л. Стратегии смыслообразования: современные представления в работах отечественных исследователей. М: КРЕДО, 2016. 38 с.
6. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2 изд. М.: Смысл, 1997. 64 с.
7. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973. 341 p.
8. Дьяков С. И. Субъектная самоорганизация личности: психосемантический анализ // Вестник Омского ун-та. Серия «Психология». 2015. № 1. С. 15–33.
9. Годунов М. В. Ансамбль свойств личности: интерпретация и диагностика биполярных семантических шкал. М.: КРЕДО, 2016. Кн. 1. 365 с.
10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО): 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
11. Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И., Емелин В. А. Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики «Кто Я?» // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 58–69.
12. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. N.Y.: Basic Books, 1983. 440 p.
13. Виноградова М. Г., Рыжов А. Л. Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Контроль и критичность, динамика, инструментальный аспект // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С. 92–106.
14. Стеценко И. А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: дис. … канд. пед. наук. Таганрог: ТГПИ, 1998. 159 с.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 150 — 156
Скачиваний: 886