ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПРОСНИКА «ШКАЛА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ АТТЕСТАЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-207-220
Разработанная Т. О. Гордеевой с соавторами (2014) на основе теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана методика «Шкала академической мотивации» нашла довольно широкое применение в России в исследованиях детерминации академического поведения студентов. Однако ее психометрические характеристики в условиях аттестационного тестирования ранее не публиковались. С целью получения недостающей информации методика была включена дополнительно в контекст обследования 345 студентов с целью отбора для военного обучения, причем респонденты не информировались о том, что ее результаты не будут учитываться при принятии решения об их пригодности. Надежность шкальных оценок оценивалась путем расчета коэффициентов альфа Кронбаха и средних межпунктовых корреляций; внутренняя структура опросника – с помощью эксплораторного факторного анализа пунктов и шкал опросника, внешняя валидность – путем расчета многометодной-многопризнаковой матрицы корреляций с оценками личностных свойств, индивидуальных ценностей и общей когнитивной способности. Предложенная авторами структура опросника, высокая надежность его шкальных оценок и большинство гипотез относительно их конвергентных корреляций подтвердились. При исследовании связей шкал опросника с внешними психологическими конструктами был установлен ряд заслуживающих внимания конвергентных корреляций, не описанных в известной литературе. Сделан вывод о приемлемых психометрических характеристиках опросника и его пригодности к применению в аттестационном тестировании обучающихся в учебных организациях.
Ключевые слова: академическая мотивация, психометрические свойства, надежность, конструктная валидность, теория самодетерминации, индивидуальные ценности, свойства личности
Библиография:
1. Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A meta-analytic review of longitudinal research // Intelligence. 2007. Vol. 35 (5). P. 401–426. DOI: 10.1016/j.intell.2006.09.004
2. Judge T. A., Klinger R. L., Simon L. S. Time is on my side: Time, general mental ability, human capital, and extrinsic career success // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95 (1). P. 92–107. DOI: 10.1037/a0017594
3. Conard M. A. Aptitude is not enough: How personality and behavior predict academic performance // Journal of Research in Personality. 2006. Vol. 40 (3). P. 339–346. DOI:10.1016/j.jrp.2004.10.003
4. Kanfer R., Wolf M. B., Kantrowitz T. M., Ackerman P. L. Ability and trait complex predictors of academic and job performance: A person–situation approach // Applied Psychology: An International Review. 2010. Vol. 59 (1). P. 40–69. DOI: 10.1111/j.1464-0597.2009.00415.x
5. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006. 336 c.
6. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: a systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin. 2012. Vol. 138 (2). P. 353–387. DOI: 10.1037/a0026838
7. Сугоняев К. В. Исследование психометрических характеристик методики «Мотивационный профиль»: материалы Межотраслевой научно-практической конференции «Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения». Королев: ПСТМ, 2016. С. 194–203.
8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35–45.
9. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2017. № 1. C. 67–87.
10. Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic defi nitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25 (1). P. 54–67. DOI:10.1006/ceps.1999.1020
11. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A consideration of human motivational universals // The Cambridge handbook of personnel psychology. Cambridge, MA: Cambridge Univ. Press, 2009. P. 441–456. DOI: 10.1017/CBO9780511596544.028
12. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N.Y.; London: Guilford Press. 2017.
13. Vallerand R. J., Pelletier L. G., Blais M. R., Briere N. M., Senecal C., Vallieres E. F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52 (4). P. 1003–1017. DOI: 10.1177/0013164492052004025
14. Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычев О. А., Гавриченкова Т. К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57–68.
15. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 98–109.
16. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Взаимосвязь успешности обучения и Шкалы академической мотивации студентов с различными уровнями саморегуляции // Вестник СГА. Серия «Психология». 2016. № 2 (20). С. 45–64.
17. Сугоняев К. В. Шкалы атипичности ответов как инструмент выявления некооперативного тестового поведения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 1. С. 17–26. DOI: 10.14529/psy160102
18. Сугоняев К. В., Качуровская С. В., Бирюля Е. И. Разработка и адаптация новой версии «Опросника ценностных портретов»: материалы II Межотраслевой научно-практической конференции «Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения». Королев: ПСТМ, 2018. С. 207–218.
19. Schwartz S. H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lonnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gumus O., Konty M. Refi ning the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103 (4). P. 663–688. DOI: 10.1037/a0029393
20. Bowling N. A., Huang J. L., Bragg C. B., Khazon S., Liu M., Blackmore C. E. Who cares and who is careless? Insuffi cient effort responding as a refl ection of respondent personality // Journal of Personality and Social Psychology. 2016. Vol. 111 (2). P. 218–229. DOI: 10.1037/pspp0000085
21. Сугоняев К. В. Что отражают шкалы социальной желательности? // Сб. материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике «Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса». Челябинск: ЮУрГУ, 2015. Т. 2. С. 169–173.
22. Feldman G., Chao M. M., Farh J.-L., Bardi A. The motivation and inhibition of breaking the rules: Personal values structures predict unethicality // Journal of Research in Personality. 2015. Vol. 59. P. 69–80. DOI: 10.1016/j.jrp.2015.09.003
23. Schmidt F. L., Oh I.-S., Shaffer J. A. The validity and utility of selection methods in personnel psychology: Practical and theoretical implications of 100 years of research fi ndings. Working paper. October 2016. http://www.researchgate.net/publication/309203898 (дата обращения: 24.02.2017).
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 207 — 220
Скачиваний: 1197