ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» ВО ВЬЕТНАМЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-236-243
Представлен анализ процесса профессионализации и институционализации социальной работы во Вьетнаме, а также описываются исторические и современные тенденции развития национальной образовательной системы в контексте становления новой профессии – «социальная работа». Дана характеристика основных тенденций, отличающих развитие профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме. Интеграция Вьетнама в образовательное пространство Азии обусловила активизацию международного сотрудничества отечественных высших учебных заведений с зарубежными в вопросах осуществления различных по содержанию видов образовательной деятельности, один из которых – подготовка социальных работников. Важным направлением эффективного сотрудничества является компаративистское изучение этого опыта, его направленности на обогащение педагогической теории инновационными идеями и концепциями, выявление возможностей творческого использования конструктивных идей зарубежного опыта в образовании Вьетнама. В последние годы во Вьетнаме усилилось внимание к исследованию различных аспектов модернизации образования. Положительным явлением становится обучение многих лекторов и молодых ученых за рубежом. Заслуживает одобрения и то, что часть из них проходит подготовку в сфере социальной работы. Описаны основные содержательные характеристики профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме, которая рассматривалась как сложное социально-историческое явление, системный педагогический процесс, обладающий диалектикой становления и развития в общественной жизни и образовательной деятельности, собственные образовательно-теоретические и практические концепты, общественно-мотивационная и педагогическая обусловленность, а также соответствующая структура: цель, задачи, содержание, технология реализации, оценка качества, общие социально-педагогические механизмы эффективного функционирования. Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки во вьетнамских вузах, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.
Ключевые слова: социальная работа, профессионализация, профессионализация социальной работы, профессиональная подготовка, тенденции развития профессиональной подготовки
Библиография:
1. Базарова Т. С. Актуальные тенденции развития социального образования // Вестник Бурятского гос. ун-та. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 1 (4). С. 83–86.
2. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 86–95.
3. Буи Тхи Ким Тхань. Университет: Биографическая книга. Введение социальной работы во Вьетнаме. Ханой: ХаЮ, 2011. 222 с.
4. Голубинская В. И., Ростовцева О. А. Опыт подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом // Теория социальной работы в России и за рубежом: сб. науч. ст. Рязань: РСНЦ, 2017. С. 135–144.
5. Соколов А. А. Человеческий потенциал и модернизация Вьетнама: наука и образование // XII съезд Компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки. М.: ИДВ, 2016. 323 с.
6. Чан Тхи Тху Хиен. Выдающиеся достижения высшего образования после 23 лет инноваций во Вьетнаме: материалы заочн. Междунар. науч.-практ. конф. «Технологическое образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья». Шуя: ШГПУ, 2011. С. 98–102.
7. Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2005. 352 с.
8. Фам Тхи Там. Управление процессами модернизации в системе высшего образования Вьетнама: автореф. дис. … канд. социол. наук. М.: ШГПУ, 2014. 44 с.
9. Чан Тхи Тху Хиен. Сравнительно-сопоставительный анализ систем высшего образования России и Вьетнама: дис. ... канд. пед. наук. М.: ШГПУ, 2012. 187 с.
10. Ёлгина Л. С. Зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2015. 136 с.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 236 — 243
Скачиваний: 948