РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-84-90
Рассматривается важнейшая компетенция педагога – способность к смыслопорождающей деятельности. Смыслопорождающая деятельность педагога анализируется в качестве эффективного условия организации воспитательного влияния на личность учащегося, представлен ее развивающий потенциал и возможности использования в системе школьного образования. Исследуются возможные средства и формы реализации смыслопорождающей деятельности педагога для развития у учащихся нравственного сознания. Преобразующая деятельность педагога изучается как средство конструирования воспитательных форм работы с учащимися с целью формирования у них опыта нравственного поведения, обсуждается специфика ее содержания в соответствии с возрастными особенностями школьника. Анализируются возможности реализации воспитательной деятельности педагога посредством использования в образовательной деятельности учащихся образных средств. Смыслопорождающая деятельность педагога представлена как способ реализации воспитательной функции обучения в процессе урочной деятельности учащегося, что содействует интеграции естественно-научного и гуманитарного знания. Сделан вывод о том, что смыслопорождающая деятельность педагога в системе школьного воспитания содействует расширению пространства воспитательного влияния на развитие нравственных качеств личности учащегося и развитию у него стремления к нравственному поведению.
Ключевые слова: нравственное воспитание личности, смыслопорождающая деятельность, ценности, смыслы, преобразующая деятельность, учащиеся
Библиография:
1. Веденеева Г. И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края. Саратов, 2015. 392 с.
2. Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: дис. … д-ра пед. наук. М., 2016. 484 с.
3. Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018 Т. 13, № 2 С. 45–52.
4. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9–16.
5. Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке. М.: Педагогический поиск, 2007. 160 c.
6. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 255–265. DOI: 10.32744/pse.2019.3.19
7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
8. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. 423 с.
9. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
10. Хрестоматия по педагогической аксиологии: учебное пособие для студентов вузов / сост. В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. Москва: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 480 с.
11. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2015. 485 с.
12. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. 111 c.
13. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
14. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
15. Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. 2: The Psychology of Moral Development / eds by L. Kolhberg. San-Francisco: Harper and Row, 1984. 580 p.
16. Байковская Н. А. Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2. С. 190–202. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61344.shtml (дата обращения: 07.10.2016).
17. Молчанов С. В., Маркина О. С. Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6, № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Molchanov_Markina.phtml
18. Подольский Д. А. К проблеме формирования социально-моральной компетентности подростков // Образование личности. 2015. № 4. С. 60–68.
19. Shelina S. L., Mitina O. V. Moral Judgents of Modern and Teenagers in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / ed. by Yu. P. Zinchenko, V. F. Petrenko. Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2012.Vol. 5. Р. 405–421.
20. Потанина Л. Т., Мельников Т. Н., Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного унта. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (43). С. 24–31.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 84 — 90
Скачиваний: 878