Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №6 СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА

Цариценцева Оксана Петровна, Липская Татьяна Алексеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-191-201

Информация об авторе:

Цариценцева Оксана Петровна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры, Оренбургский государственный педагогический университет (пр. Северный, 16, Оренбург, Россия, 460060). E-mail: Oks-ternovskay@yandex.ru Липская Татьяна Алексеевна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры, Оренбургский государственный педагогический университет (пр. Северный, 16, Оренбург, Россия, 460060). E-mail: tatyanalipskaya@yandex.ru

Обосновывается социальная значимость решаемой проблемы. Отмечается, что изменения во всех сферах жизни общества меняют отношение людей ко времени, оказывая влияние на их временную ориентацию и восприятие событийной наполненности своей жизни. Особое внимание уделяется студенчеству как чувствительной к переменам группе. Описаны концепции и понятия, с опорой на которые планировалось и проводилось эмпирическое исследование отношения ко времени. В результате эмпирического исследования доказано, что для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна ориентация на будущее. По содержанию отношение ко времени выделяется как плотное, яркое, цветное, объемное, широкое. При этом прошлое и настоящее еще непрерывное, настоящее и будущее активное, большое, глубокое и открытое. Группа студентов с низким уровнем оптимизма также ориентирована на будущее. Содержание времени данная группа описала как цветное, прошлое характеризуется глубиной, необратимостью, прошлое и настоящее ощущаемое, но в настоящем добавляется реальность, и как будущее оно открыто. Будущее же время активное, радостное, плотное и объемное, но здесь добавляются и отрицательные характеристики в виде того, что будущее непонятное, изменчивое и широкое. Подведены итоги эмпирического исследования. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: студенчество, отношение ко времени, ориентация на прошлое, ориентация на будущее, ориентация на настоящее, семантические универсалии временных ориентаций, оптимизм

Библиография:

1. Светоч В. Е. Особенности стресспреодолевающего поведения (копинг-стратегий) у взрослых и юношества с различными типами самоорганизации времени жизни // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 5. С. 97–101.

2. Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. М.: Флинта, 2017. 120 с.

3. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 24–30.

4. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Институт психологии РАН, 2013. 272 с.

5. Ильин Е. П. Психология надежды. Оптимизм и пессимизм. СПб.: Питер, 2015. 350 с.

6. Ахмеров Р. А., Прыгин Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 25–34.

7. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя. 2001, 288 с.

8. Кравченко С. А. Темпоральная психология. В измерениях времени и за его пределами. М.: Издательские решения, 2017. 296 с.

9. Mello Z. R., Worrell F. C. The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence // Time Perspective Theory: Review, Research and Application. Essays in Honor of Philip Zimbardo. 2015. P. 115–129.

10. Mitchell T. R., James L. R. Building better theory: Time and the specification of when things happen // Academy of Management Review. 2001. Vol. 26. P. 530–547.

11. Pierro A., Giacomantonio M., Pica G., Kruglanski A. W., Higgins E. T. On the Psychology of Time in Action: Regulatory Mode Orientations and Procrastination // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101, № 6. Р. 1317–1331.

12. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.

13. Розенова М. И. Обучение счастью: проблемы субъективного восприятия и переживания // Психология обучения. 2016. № 2. С. 82–99.

14. Болотова А. К. Время и пространство в межличностных отношениях // Журнал Высшей школы экономики. Серия «Психология». 2012. Т. 9, № 3. С. 22–36.

15. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. 44 с.

16. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 151 с.

17. Михальский А. В. Психология времени: хронопсихология. М.: МПГУ, 2016. 72 с.

tsaritsentseva_o._p._191_201_6_28_2019.pdf ( 457.68 kB ) tsaritsentseva_o._p._191_201_6_28_2019.zip ( 445.69 kB )

Выпуск: 6, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 191 — 201

Скачиваний: 1182

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ