Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 30.05.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №6 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТКРЫТАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТКРЫТАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Поздеева Светлана Ивановна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-91-96

Информация об авторе:

Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: svetapozd@mail.ru

Анализируется проблема организации наставничества как механизм реализации непрерывного образования взрослых, как механизм внутрифирменного обучения работников, позволяющий закрепить и адаптировать их в профессии. Наставничество рассматривается как совместная деятельность опытного педагога и молодого специалиста, направленная на профессионально-личностное развитие всех участников деятельности. Делается сопоставительный анализ организации наставничества с позиции закрытого и открытого профессионализма педагога с учетом таких критериев, как цель, содержание, характер взаимодействия, формы совместной работы, вид профессиональных проб, результаты. Рассматриваются разные варианты реализации практики наставничества: супервизия, менторство, коучинг, тьюторство. С учетом этих вариантов выделены разные типы наставников, которые могут сопровождать молодого специалиста не только с целью адаптации, но и с целью погружения в инновационное пространство образовательной организации. Делается вывод о необходимости исследования эффективности разных практик наставничества и изучения его содержания, форм, результатов и эффектов, в том числе поиск механизмов соорганизации подходов к наставничеству в логике закрытой и открытой профессионализации педагога.

Ключевые слова: наставничество, совместная деятельность, открытый и закрытый профессионализм, непрерывное образование взрослых

Библиография:

1. Век живи – век учись: непрерывное образование в России / под ред. И. А. Коршунова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019.

2. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск, 2013, 168 с.

3. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.

4. Поздеева С. И. Стратегия наставничества в концепции открытого профессионализма педагога: организация пробных действий молодого специалиста // Развитие практики пробного действия в образовании и профессиональной деятельности / под ред. С. И. Поздеевой, Л. Г. Смышляевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 171–180.

5. Plotnikova N. N., Pozdeeva S. I. Forms of organizing collective educational activity in primary school // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 214 (5 December 2015). Р. 51–58.

6. Pozdeeva S. I. The collaborative teacher pupil activity as a condition of children communicative competence development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 206. Р. 333–336.

7. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 194–196.

8. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.

9. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. … канд. пед. наук. М., 2007.

10. Вахитова Г. Х. Организация наставничества в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 140–143.

pozdeeva_s._i._91_96_6_28_2019.pdf ( 349.6 kB ) pozdeeva_s._i._91_96_6_28_2019.zip ( 341.62 kB )

Выпуск: 6, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА

Страницы: 91 — 96

Скачиваний: 1029

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ