ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-97-103
Актуализируется проблема поиска новых методологических подходов, концепций, технологий для профессионального становления специалистов, являющаяся одной из важных задач системы высшего профессионального образования. Обращено внимание на необходимость привлечения студентов к участию в предметных олимпиадах как ресурсу профессионализации будущих педагогов. Рассмотрены особенности наставнической деятельности в процессе олимпиадного движения. В соответствии с первой особенностью наставник должен способствовать максимальному раскрытию индивидуальных дарований каждого участника. Вторая особенность связана с тем, что и для самого педагога наставничество является продуктивным способом повышения уровня собственных компетенций, поскольку разнообразные олимпиадные задания требуют высокой квалификации руководителя команды. Сделан акцент, что квалифицированность руководителя-наставника связана не только с эрудицией – знанием конкретных предметов, но и в большей мере соотносится с его ориентацией на общечеловеческие, общекультурные ценности. Данная ориентация указывает на необходимость соответствия определенным профессиональным требованиям и обладания качествами, имеющими общечеловеческие ценности. Отмечены качества наставника, выделенные как приоритетные по результатам опроса студентов – участников олимпиады. Третья особенность наставничества в олимпиадном движении рассмотрена с позиции связанных между собой интересов как минимум трех субъектов взаимодействия: педагога-наставника, студентов и образовательного учреждения. Указаны особенности взаимоотношений этих субъектов в олимпиадном движении. Учет особенностей организации наставнической деятельности при проведении предметных олимпиад позволяет говорить об успешном сопровождении профессионального развития будущих специалистов. Правильно организованная наставническая деятельность задает векторное направление, ориентированное на оказание помощи будущим педагогам в приобретении профессионально значимых качеств уже в студенческие годы.
Ключевые слова: предметные олимпиады, наставник, наставническая деятельность, сопровождение, профессиональное развитие студентов
Библиография:
1. Вахитова Г. Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. № 1 (1). С. 36–39.
2. Вахитова Г. Х. Организация внеучебной деятельности студентов в контексте формирования их профессиональных педагогических компетенций // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. № 11 (126). С. 84–87.
3. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 87–91.
4. Вахитова Г. Х. Организация наставничества в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. № 8 (197). С. 140–143.
5. Наставничество при подготовке участников профессиональных конкурсов и олимпиад. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 15.09.2019).
6. Поздеева С. И. Организация наставничества как сопровождение профессионального развития молодого педагога в школе // Сибирский учитель. 2017. № 2 (111). С. 34–38.
7. Шамкова Е. А. Система наставничества в профессиональном образовании // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 4 (7). С. 135–136.
8. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 84–90.
9. Наставничество. URL: https://almanahpedagoga.ru/?yclid=5739852481738077594 (дата обращения: 21.09.2019).
10. Покушалова Л. В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. 2011. № 2, т. 2. С. 107–109.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Страницы: 97 — 103
Скачиваний: 767