ДИАЛОГ В ПОЛИКУЛЬТУРНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-27-36
Объясняется понятие «поликультурность». Обосновываются необходимость воспитания у подрастающих поколений культуры межнационального общения и значимость в этом процессе диалога и образования. Рассматривается поликультурность в музыкальном образовании как средство воссоздания в содержании всех ценностей музыкальной культуры с целью целостного музыкально-культурного развития и самосовершенствования личности на основе национального и общечеловеческого идеала. Определяются ориентиры педагогической деятельности, направленные на развитие способности и потребности человека в творческом преобразовании окружающего музыкального мира в сочетании эмоционального и интеллектуального. Вводится понятие «национально-общечеловеческие ценностные ориентации», рассматривается их структура. Представлены результаты мониторинга педагогической практики, на основании которого определены проблемы современного поликультурного образования, связанные с процессом формирования у школьников навыков межкультурного сотрудничества и поликультурного диалогового взаимодействия, необходимых для музыкальной деятельности в условиях культурного многообразия России и всего мирового пространства. Рассматривается поликультурное музыкальное образование, определяющее новую область содержания образования школьников в учреждении дополнительного образования. Утверждается, что неотъемлемой частью поликультурного музыкального образования является поликультурно ориентированная музыкальная подготовка. Сделаны выводы о возможности ее реализации в учреждении дополнительного образования в соответствии с разработанными педагогическими условиями.
Ключевые слова: культура, личность, общество, поликультура, поликультурное музыкальное образование, поликультурно ориентированная музыкальная подготовка, ценностное отношение, национальные и общечеловеческие ценности музыкальной культуры
Библиография:
1. Указ Президента Российской Федерации о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. URL: http://docs.cntd.ru/document/902387360 (дата обращения: 14.11.2019).
2. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. М.: Юрайт, 2019. 257 с.
3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-Р, утверждающее концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. URL http://government.ru/docs/16479/ (дата обращения: 14.11.2019).
5. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.11.2019).
6. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. М., 2010. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 18.11.2019).
7. Кобозева И. С. Музыкальное образование в современном поликультурном контексте // Ярославский пед. вестн. 2012. Т. II, № 3. С. 10–13.
8. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
9. Кобозева И. С. Поликультурность в аксиологическом контексте современного музыкального образования // Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития: материалы междунар. науч.- практ. конф.: в 4 ч. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2009. Ч. IV. С. 168–171.
10. Кухарева Н. Б. Музыкальное сознание учителя в процессе поликультурного образования // Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: материалы II Междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. С. 34–37.
11. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
12. Kobozeva I. S., Mironova M. P., Chinyakova N. I. Communicative Competency as Teacher’s Integrative Ability for Musical Communication // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, № 8. P. 37–43.
13. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
14. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 177 с.
15. Библер B. C. Культура: диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 33–38.
16. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.
17. Гуманитарная энциклопедия // Гуманитарные технологии: аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/encyclopedia/ (дата обращения: 14.11.2019).
18. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
19. Чинякова Н. И., Кобозева И. С., Плохов А. В. Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя // Ярославский пед. вестн. 2016. № 3. С. 175–180.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 27 — 36
Скачиваний: 1006