МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОСЛОЖНЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-54-63
Межличностные отношения являются необходимым условием, определяющим развитие не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Имеется ряд работ, в которых показана деформация межличностных отношений у подростков с разным видом дизонтогенеза, в том числе и при умственной отсталости. Представлены результаты изучения межличностных отношений подростков, имеющих умственную отсталость, осложненную нарушением зрения. Результаты проведенного исследования позволили констатировать наличие как общих, так и специфических особенностей межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, и у их сверстников с неосложненной умственной отсталостью. В обследуемых группах только треть подростков рассматривают отца и мать как родительскую чету, при этом наблюдается высокая значимость взаимоотношений с матерью и отказ от общения с отцом. Для подростков обеих групп характерны: слабая включенность во взаимодействие со сверстниками; наличие чувственно дефицитного или чувственно чрезмерного типа взаимодействия с преобладанием чувственно дефицитного типа; нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других; отсутствие тенденции к доминированию; частые конфликты со сверстниками и неспособность их конструктивно разрешить. Кроме того, подростки обследуемых групп часто демонстрируют реакции на фрустрацию активно-агрессивного или пассивно-страдательного типа, причем у подростков с неосложненной умственной отсталостью доминируют реакции активно-агрессивного типа, а у подростков с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, – реакции пассивно-страдательного типа. Примечательно, что подростки с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, склонны к изоляции от сверстников, проявляют бóльшую привязанность к дому и своей семье.
Ключевые слова: межличностные отношения, подростковый возраст, умственная отсталость, нарушение зрения
Библиография:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.: МПСИ, 2003. 104 с.
3. Анерт Л., Майшнер Т., Шмидт А., Доскин В. А. Кросс-культурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких матерей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 20–30.
4. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Звезда, 1999. 406 с.
5. Резников Е. Н. Психология этнического общения. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 160 с.
6. Гуриева С. Д. Методологические и теоретические аспекты изучения межэтнических отношений. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. 180 с.
7. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
8. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984. 239 с.
9. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
10. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
11. Обозов В. В. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом // Человек и общество. 1973. Вып. 13. С. 149–154.
12. Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 130–133.
13. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 236 с.
14. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969. 278 с.
15. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985. 20 с.
16. Латынов В. В. Стили речевого коммуникативного поведения: структуры и детерминанты // Психологический журнал. 1995. № 6. С. 90–100.
17. Мерлин В. С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. 1982. № 4. С. 26–36.
18. Левкович В. П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. № 1. С. 25–36.
19. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 83–92.
20. Шавалеева А. Р., Айдаров В. Особенности общения и межличностных отношений супругов в современной молодой семье // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-1. С. 143–145.
21. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.
22. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 268 с.
23. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 460 с.
24. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001. 288 с.
25. Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения // Практическая психология. 1999. № 4. С. 54–64.
26. Крупнов А. И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1979. С. 17–25.
27. Вийтар Э. А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. 1981. № 4. С. 30–35.
28. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Лялина И. И. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 26–30.
29. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Шелкунова А. Ф. Социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 18–26. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-18-26.
30. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477 с.
31. Гордиенко Е. А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе // Дефектология. 1981. № 5. С. 14–20.
32. Никандрова Т. С. Межличностные отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью и их развитие // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 3. С. 15–17.
33. Печерский В. Г., Печерский А. В. Коммуникативная активность подростков с интеллектуальным недоразвитием в контексте проблем продуктивного личностного взаимодействия // Дефектология. 2006. № 3. С. 46–52.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: КОРРЕКЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 54 — 63
Скачиваний: 2346