ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМОЙ И НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-73-79
Представлено исследование становления связной речи детей дошкольного возраста с нормой и нарушениями речевого развития. Проанализированы концепции ведущих отечественных ученых относительно изучения особенностей речевого развития у детей с общим недоразвитием речи. В рамках данной проблемы актуальным является рассмотрение вопросов формирования навыков самостоятельного построения рассказа у старших дошкольников с нормой и нарушениями речевого развития. Это связано с тем, что овладение рассказыванием представляет собой качественный переход на абсолютно новый уровень речемыслительной деятельности, что имеет значение в общем психическом развитии ребенка. Обосновывается мысль о том, что дошкольный возраст является благоприятным для интенсивного развития монологической речи, связного высказывания. Дошкольники в полной мере усваивают навыки владения семантическим, синтаксическим и морфологическим строем родного языка. Рассматриваются и обобщаются особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приводятся эмпирические данные относительно ошибок в освоении детьми дошкольного возраста навыков самостоятельного построения рассказа. Достоверность результатов обоснована сравнительным анализом особенностей формирования построения рассказа детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития. С помощью сравнительного анализа выявляются словарные, грамматические, синтаксические затруднения детей дошкольного возраста в построении связного высказывания. Обосновывается необходимость разработки рекомендаций по коррекции особенностей самостоятельного составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речевое развитие, самостоятельное рассказывание, психическое развитие ребенка дошкольного возраста, мышление, речь, воображение, память, речевые нарушения
Библиография:
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Каро, 2006. 160 с.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2015. 212 с.
3. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. М.: Эксмо, 2014. 450 с.
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Владос, 2005. 186 с.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Слово, 2011. 411 с.
6. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1987. 26 с.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: КОРРЕКЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 73 — 79
Скачиваний: 970