ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В ПАРАМЕТРАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ КАК ВЕДУЩЕГО ОРИЕНТИРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-113-120
Показано новое социокультурное видение принципа интеллектуализации, ориентированного на развитие интеллектуальной культуры бакалавров с различных позиций. Материалом для исследования стала система развития интеллектуальной культуры бакалавров высшей школы, где системообразующим принципом явился принцип интеллектуализации. Проведен теоретико-методологический анализ ведущих концепций по исследуемой теме, контент-анализ, сравнительный, сопоставительный анализ. В ходе изучения педагогического опыта использовался метод классификации, аналогий. Эмпирические методы включали анкетирование, беседу, сравнительный анализ. Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов математического анализа. Показаны ведущие методологические подходы, функциональное значение принципа интеллектуализации как особого ориентира, необходимого при реализации ФГОС нового поколения в высшей школе. Раскрыто психолого-педагогическое значение, обоснована трендовость интеллектуализации как ведущего направления и общественная необходимость развития российского образования на перспективу с учетом международных вызовов: инновационности, информатизации, развития нано-, био-, когнито-, инфотехнологий, процессов интеграции, требований работодателя. Педагогический взгляд раскрывает принцип интеллектуализации в повышении качества подготовки бакалавров в вузе. Социокультурный аспект реализации принципа интеллектуализации обеспечивает профессиональный рост, карьеру бакалавров на ближайший и долгосрочный периоды. Особое внимание сфокусировано на возможностях проявления принципа интеллектуализации через параметры деятельности, структуры содержания, уровневых показателей развития интеллектуальной культуры бакалавров. Доказана эффективность реализации системы развития интеллектуальной культуры бакалавров, где системообразующим элементом системы стал принцип интеллектуализации. Определены уровни развития интеллектуальной культуры, основные виды деятельности в учебной, научно-исследовательской работе по следующим показателям: деятельность на учебном занятии; научно-исследовательская деятельность; культура умственного труда бакалавра; рефлексивная деятельность; опыт коммуникативного взаимодействия. Показатели развития интеллектуальной культуры анализировались и учитывались на каждом курсе (с первого по четвертый) для бакалавриата по техническим и педагогическим направлениям. Доказано, что принцип интеллектуализации – это ключевая стратегия, ориентир, обеспечивающий высокий уровень развития интеллектуальной культуры будущего бакалавра различных направлений. Реализация принципа интеллектуализации встраивается в содержательный и деятельностный компоненты образования и предполагает активную включенность будущих бакалавров в научно-практическую деятельность, ориентирующую на получение конкретного результата, что обеспечивает в будущем профессиональный успех бакалавров.
Ключевые слова: принцип интеллектуализации, профессиональная подготовка, интеллектуальная культура, качество подготовки
Библиография:
1. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. URL: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 15.11.2019).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitaniedok.html (дата обращения: 15.11.2019).
3. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 23.
4. Ладенко И. С. Интеллектуальная культура специалиста и модели мышления // Философские науки. 1981. № 3. С. 43.
5. Ладенко И. С. Проблемы интеллектуального развития общества в условиях научно-технического прогресса // Концепция комплексных программ научных исследований. Новосибирск: Препринт, 1990. С. 67.
6. Митина Л. М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. С. 12.
7. Финн В. К. Интеллектуальные системы и общество. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. С. 89.
8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели, содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. C. 45.
9. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Томск; М.: Барс, 1997. C. 28.
10. Егорова Г. И. Миссия образования в развитии интеллектосферы и ноосферы глобализирующегося мира. Развитие ноосферных идей в педагогической науке и образовательной практике. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена; Тюмень: ТОГИРРО, 2018. 80 с.
11. Егорова Г. И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста: учеб. пособие для студентов, преподавателей высшей школы. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. 188 с.
12. Егорова Г. И., Суртаева Н. Н. Интеллектуальная компетентность при подготовке специалиста в вузе: учеб. пособие. СПб.: ИОВ РАО, 2003. C. 61.
13. Егорова Г. И. Проектирование процесса интеллектуального развития бакалавров в условиях технического вуза: материалы 17-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Экспресс, 2016. C. 358.
14. Егорова Г. И. Интеллектуальные основы социальной жизни современного человека. Методологический аспект // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3, № 2. C. 33–42.
15. Егорова Г. И. Сущностные основы полиэтнической культуры современной образовательной системы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 2. С. 92–94.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 113 — 120
Скачиваний: 805