ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО СЕМИНАРА В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-137-145
Исследование посвящено концептуализации, экспертизе содержания деятельности в сетевом образовательном проекте вуза и школы «Формирование профессиональной культуры педагогов в современной образовательной ситуации: взаимодействие вуза и школы в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты для среднего (общего) и высшего профессионального образования». Представлена реконструкция проведения проектного семинара «Использование личностно ориентированных технологий для развития текстовой деятельности обучающихся в процессе их подготовки к итоговой аттестации по русскому языку». Организаторами, участниками семинара (бакалаврами, магистрантами историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета, обучающимися 11-го класса средней школы, учителями-филологами г. Томска) осмыслен опыт развития текстовой деятельности с использованием педагогического ресурса личностно ориентированных технологий. Показано, как в пространстве семинара проявляется разное образовательное содержание совместной деятельности. Для формирования знаниевого ресурса обучающихся – нормативно-фукнкциональное, реализующееся на уроке-задании. Обеспечение деятельностного компонента развития текстовой деятельности участников семинара происходит за счет использования ценностно-соподчинительных связей, возникающих в контексте урока-проблематизации. Смысловая составляющая образовательного содержания совместной деятельности формируется в диалоге, в контексте взаимодополнительных связей. Диалог в этом контексте выступает катализатором, запускающим развитие текстовой деятельности, которое происходит за счет использования других форм совместной деятельности: нормативной и проектной. Изменение содержания образования происходит в логике сюжета смыслодеятельности: появления, развития и оформления в культурную норму смыслов участников. Методическим инструментом, позволяющим использовать в совместной деятельности разные формы ее организации, может являться технология развития критического мышления через чтение и письмо. Использование таких ее приемов, как «синквейн», «направляющий текст», обеспечивает развитие компетенций текстовой деятельности, необходимых обучающимся для написания сочинений в соответствии с требованиями итоговой аттестации по русскому языку. Содержание совместной деятельности, спроектированной и организованной таким образом, позволяет реализовывать компетентностный подход в образовании. Формируется проектно-деятельностный ресурс участников семинара, представляющих вуз, осуществляется развитие универсальных учебных действий обучающихся школы.
Ключевые слова: сетевой проект, образовательное проектирование, совместная деятельность, диалог, смыслодеятельность
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 № 91). URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 29.09.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2013. 63 с.
3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 c.
4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 1. С. 23–31.
5. Ковалевская Е. Н., Курьянович А. В., Гайворонская А. В., Дукмас А. И. Вуз – школа: содержание, формы, концептуальные аспекты взаимодействия участников сетевого образовательного проекта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 2 (199). С. 90–97. DOI 10.23951/1609-624X-2019-2-90-97.
6. Прозументова Г. Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 412 с. (Серия «Университет – учителю»).
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
8. Прозументова Г. Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 15–105.
9. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2008. 286 с.
10. Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 1997. Кн. 1. С. 12–19.
11. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002. Ч. 1, гл. 2; ч. 2, гл. 3.
12. Мацкевич В. В. Исследование действием // Вопросы методологии. 2002. № 1–2. С. 109–120.
13. Первый шаг: от авторитаризма к авторству: учеб.-метод. материалы к образовательной программе «Педагог – участник и организатор совместной деятельности». Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 10–14.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 137 — 145
Скачиваний: 837