КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-66-78
Уточнено понятие этнокультурной компетентности, выявлено три уровня этнокультурной компетентности как интегральной характеристики личности. В ходе апробации программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, применялись эмпирические методы исследования (изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент). Содержание программы построено на основе мотивов и языка этнокультуры, а реализация программы учитывает три уровня этнокультурной компетентости: аксиологический, деятельностный, творческий и также состоит трех этапов. Одновременно с изучением основ композиции студенты в теории и на практике знакомятся с символами кулайской культуры с целью постижения языка визуальных образов. В результате освоения первого этапа программы формируется ценностное отношение к этнокультуре (аксиологический уровень этнокомпетентности). Второй этап отличается художественно-практической деятельностью с погружением в этнокультуру, интерпретацией мотивов и языка этнокультуры. Третий этап – это творческий этап обретения индивидуального авторского стиля художника, дизайнера, работающего в этнокультурных традициях. Процессы глобализации способствуют возрождению интереса к родной культуре, этнокультуре. Сегодня очевидна необходимость и актуальность использования воспитательного и образовательного потенциала этнокультуры. В связи с этим важное значение приобретает разработка образовательных программ, направленных на формирование этнокультурной компетентности студентов творческих специальностей. При успешном освоении программы студенты имеют возможность выйти на творческий уровень выполнения авторских графических композиций и дизайн-проектов. В рамках экспериментальной деятельности уточнено содержание программ, разработаны дидактические материалы, систематизированы наглядные пособия (образцы кулайской металлопластики в виде таблиц, цифровых материалов). Ценным дидактическим средством являются образцы лучших работ студентов, выполненных в процессе реализации образовательной программы.
Ключевые слова: композиция, графический дизайн, кулайская культура, этнокультура, образовательная программа, принцип культуросообразности
Библиография:
1. Чиндина Л. А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. 256 с.
2. Чиндина Л. А. Дары горы Кулайки // Земля Чаинская: сб. науч.-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного / под ред. Я. А. Яковлева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 528 с.
3. Полосьмак Н. В., Шумакова Е. В. Очерки семантики кулайского искусства. Новосибирск: Наука, 1991. 98 с.
4. Яковлев Я. А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Саровское культовое место. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 274 с.
5. Кухта М. С. Восприятие визуальной информации: философия процесса. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 202 с.
6. Лазарев С. П. Корни. Живопись, графика. Томск: Новосибирск, 2008. 80 с.
7. Кухта М. С., Пустозерова О. Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этно-стиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Теория и практика. 2013. Вып. 12. C. 1–8.
8. Сибирская неоархаика: сб. материалов / отв. ред. В. Ф. Чирков; сост. В. Ф. Чирков, О. М. Галыгина. Новокузнецк, 2011. 124 с.
9. СЛЕД III. Каталог выставки / сост. О. Галыгина; вступ. ст. В. Чирков. Новокузнецк, 2006. 32 с.
10. Долгих Н. А. Этапы формирования этнокультурной компетентности в процессе обучения художника, дизайнера // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Revew). 2018. Вып. 3 (21). С. 85–93.
11. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. № 2. С. 84–86.
12. Долгих Н. А. Влияние образовательной технологии на становление специальной компетентности художника-педагога (в процессе изучения курса композиции): дис. … канд. пед. наук. Томск, 2006. 196 с.
13. Долгих М. Н. Технология проектирования декоративных шрифтов: от идеи до результата // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 30. C. 43–55. DOI: 10.17223/22220836/30/5
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 66 — 78
Скачиваний: 807