ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-204-208
Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение временной перспективы родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В ходе исследования у данной категории родителей выявлены три типа временной перспективы – один гармоничный и два деформированных, причем чаще встречались деформированные типы временной перспективы. При гармоничном типе наблюдалось сбалансированное сочетание ориентаций на позитивное прошлое, гедоническое настоящее и будущее. Деформированная временная перспектива 1-го типа характеризовалась сочетанием фаталистического настоящего, негативного прошлого и низкой ориентацией на будущее. Деформированная временная перспектива 2-го типа сочетала негативное прошлое, гедоническое настоящее и низкую ориентацию на будущее. Все родители с гармоничным типом временной перспективы, выполняя графический тест Т. Коттла, показали временную связь между прошлым, настоящим и будущим. У родителей, имеющих деформированную временную перспективу 1-го или 2-го типа, по данному тесту временные зоны были либо автономными, либо взаимосвязанными. Важно отметить, что бо́льшая часть родителей с гармоничным типом временной перспективы имеет возраст от 40 до 45 лет, высшее образование, средний или высокий материальный достаток, высокий воспитательный потенциал. Трудная жизненная ситуация, связанная с присутствием в семье ребенка с умственной отсталостью, в большинстве случаев приводит к временной дезинтеграции родителей.
Ключевые слова: временная перспектива, временная ориентация, умственная отсталость, семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью
Библиография:
1. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.
2. Сагдулаев А. А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996. № 5. С. 75–79.
3. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 4. С. 3–9.
4. Grebennikova E. V., Shelekhov I. L., Konovalova O. V. Famiglie socio-psicologici bambini disabili // Italian Science Review. 2014. № 12 (21). P. 119–125.
5. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf , доступ свободный.
6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 475 с.
7. Белинская Е. П., Давыдова И. С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. C. 28–37.
8. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. № 77. P. 1271–1288.
9. Boniwell I., Zimbardo P. G. Balancing Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning // Positive Psychology in Practice / P. A. Linley, S. Joseph (eds). Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2004. P. 165–178.
10. Drake L., Duncan E., Sutherland F., Abemethy C., Henry C. Time Perspective and Correlates of Wellbeing // Time & Society. 2008. Vol. 17, № 1. P. 47–61.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 204 — 208
Скачиваний: 2153