ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-220-232
Преобразования, связанные с реформированием дошкольного образования в России на рубеже XIX–XXI вв., определили содержание понятия «речевое творчество» и теоретико-методологических подходов к развитию речи и речевого творчества у детей. В конце XX в. понятие «речевое творчество» впервые связывается с художественно-творческой активностью ребенка; складываются разные научные представления о развитии речевого творчества у детей. Организация процесса развития речевого творчества у предшкольников в соответствии с идеологией нового стандарта дошкольного образования требует целостного представления о педагогических способах формирования детской художественно-творческой активности средствами сказки. В связи с этим актуальным является использование модульного подхода как инновационной организационно-педагогической основы развития речевого творчества у детей в контексте концептуальных положений нормативного документа. В основе проектирования модулей лежит закономерная связь репродуктивного, продуктивного и творческого этапов формирования речетворческой деятельности у старших дошкольников, которые отражают логику становления детских видов деятельности на протяжении дошкольного детства и сопровождаются разными типами совместной деятельности взрослого и детей с ориентацией на развивающие и гуманистические отношения участников взаимодействия. Образовательные ресурсы модулей ориентированы на раскрытие и обогащение субъективного опыта деятельности у детей с учетом их интересов и возможностей. Эффективность реализации модульной модели развития детского речевого творчества в детском саду подтверждается успешным формированием у детей предпосылок к учебной деятельности.
Ключевые слова: речевое творчество, старшие дошкольники, модульный подход, модульная модель, предпосылки универсальных учебных действий
Библиография:
1. Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С. 2–10.
2. Краснова В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: на материале сказок: дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 182 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. 25.11.2013. № 6241. С. 18–20.
4. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения: дис. … д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990. 437 c.
5. Кудрявцев В. Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига: Эксперимент, 1999. 160 с.
6. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 7–14.
7. Поздеева С. И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 36–41.
8. Ковалева Т. М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 19–23.
9. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтес. М.: Академия, 1996. 416 с.
10. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 216 с.
11. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 160 с.
12. Трифонова Е. В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А. В. Запорожца // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 77–83.
13. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 80–86.
14. Лыкова И. А. Индивидуальный маршрут развития ребенка в проектной деятельности // Детский сад: теория и практика. 2012. № 9. С. 80–87.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 220 — 232
Скачиваний: 790