ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-48-56
Представлен анализ исследований по проблеме готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей. Раскрыты основные подходы к сущности понятия «готовность». На основе проведенного анализа учебных планов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и педагогика дошкольного образования», а также профессионального стандарта педагога выделены компетенции, необходимые для осуществления математического развития детей дошкольного возраста. Готовность будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей рассматривается через системный, деятельностный и компетентностный подходы, что позволяет дать наиболее полное его определение и раскрыть разнопозиционность его формирования. Обобщая содержание психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по данной проблеме, выделены и охарактеризованы такие компоненты готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей, как когнитивный, праксиологический и аксиологический. На основе выделенных компонентов определены критерии и уровни готовности.
Ключевые слова: готовность, будущие педагоги дошкольного образования, критерии, уровни, математическое развитие
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.) // Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 9.12.2018).
2. Абашина В. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 1998. 184 с.
3. Еник О. А. Проблемы профессионального математического образования студентов факультета дошкольного воспитания: дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2000. 204 с.
4. Козлова В. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. 308 с.
5. Минибаева Э. Р. Профессиональная подготовка студентов факультета дошкольной педагогики к математическому развитию детей: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 245 с.
6. Воронина Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2011. 437 с.
7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
8. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1967. 246 с.
9. Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1986. 336 с.
10. Шкерина Л. В. Измерение и оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: учеб. пособие. Красноярск, 2014. 136 с.
11. Берсенева О. В., Тумашева О. В., Холодкова Ю. Э. Мониторинг методических компетенций будущих учителей математики: учеб. пособие. Красноярск, 2015. 239 c.
12. Турова И. В. Современные подходы к определению понятия «математическое развитие детей дошкольного возраста» // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2015. № 4. С. 154–157. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/06/14/feaa31d5ce3cedbdd0a22b81ff6b0277/nauchnyij-zhurnal-vestnikkgpu-im-vp-astafeva-2015-4-34.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
13. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) “» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 10.01.2019).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOSVO3++/Bak/440302.pdf (дата обращения: 18.01.2019).
15. Аржаник М. Б. Комплексная математическая подготовка как условие повышения профессиональной компетентности будущих психологов: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2014. 178 с.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В ВУЗЕ
Страницы: 48 — 56
Скачиваний: 914