ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-37-46
Обосновывается актуальность определения духовных сущностей взаимодействия семьи и школы в условиях ценностного плюрализма современного общества. Подчеркивается возрастание образовательных потребностей родителей в процессе воспитания детей, стремление к диалогу с педагогами. В исследовании используется экзистенциальный подход, позволяющий описать взаимодействие семьи и школы в целостности их со-существования. В результате исследования выявлены духовные экзистенциалы взаимодействия семьи и школы: любовь, свобода и ответственность, соборность. Взаимодействие семьи и школы характеризуется как социальный союз, строящийся на любви, задача которого состоит в том, чтобы развить в ребенке коммуникативные способности и индивидуальные особенности, необходимые в социальной коммуникации. Взаимодействие требует единства в принятии и родителями, и педагогами ценности свободы и ответственности в непрерывном образовании детей, способствующих активизации процессов самопозна ния, саморазвития и самоопределения, формирующих умение осуществлять свободный выбор и нести ответственность за него. Отношения семьи и школы характеризуются как соборность, то есть духовная связь, основанная на чувствах любви, уважения, солидарности. Школа при этом является устроителем «встречи» взрослых и детей, позволяющей обнажить ценности и смыслы разных поколений. Делается вывод о том, что взаимодействие семьи и школы – это творческий процесс обретения смысла в педагогической деятельности и педагогов, и родителей, где модус их со-бытия строится на ответственности за судьбоносный период в жизни детей, их личностного становления. Отношения педагогов и родителей основываются на значимости для них общих ценностей: любви как принятия ребенка в его уникальности, ценности и неповторимости, развиваемых в ситуации социальной коммуникации; свободы и ответственности через осмысление историчности и неповторимости образовательной ситуации, соборности как переживания единения, основанного на общности судьбы, бескорыстности и всеобщности «добра» как регуляторов взаимодействия.
Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, любовь, свобода, ответственность, соборность
Библиография:
1. Попова М. Н. Исторические основы взаимодействия семьи и школы // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 124–128.
2. Скороход А. С., Муляр Е. А., Пристав Е. С. Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики // Материалы Междунар. науч. конф. «XXI Царскосельские чтения». СПб., 2017. Т. II. С. 97–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29209920 (дата обращения: 05.05.2020).
3. Бывшева М. В., Чугаева И. Г. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном воспитании детей // Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 17–24.
4. Франкл В. В борьбе за смысл. URL: https://royallib.com/book/frankl_viktor/v_borbe_za_smisl.html (дата обращения: 05.05.2020).
5. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.
6. Блинова О. А. Персональная идентичность как ресурс совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: материалы Междунар. научно-практ. конф., посвященной 25-летию факультета психологии Омского гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского / отв. ред. А. Ю. Маленова. Омск, 2018. С. 15–17.
7. Завгородняя Т. В. Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2018. № 1. С. 204–213.
8. Юмкина Е. А., Медведева А. А. Самооценка социальных умений личности в связи со стилем взаимоотношений с родителями в детстве // Петербургский психол. журнал. 2019. № 29. С. 84–101.
9. Самохвалова С. Ю. Проблемный анализ содержания просветительской работы с родителями в современных образовательных учреждениях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 191–197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30743676 (дата обращения: 05.05.2020).
10. Беляева Л. А., Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальный смысл образования взрослых // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2017. С. 12–14.
11. Cафина С. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции родителей младших школьников // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сб. ст. IV Всерос. заочной научно-практ. конф. / под ред. Т. В. Кружилиной, Т. Ф. Ореховой. Магнитогорск, 2019. С. 257–265.
12. Сысоева Е. Ю., Корсун М. В. Авторитет педагога в трансформирующемся российском обществе // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2018. № 5 (217). С. 73–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36609831 (дата обращения: 05.05.2020).
13. Широких О. Б. Детство как символ и стратегический ресурс в образовательном пространстве постиндустриального мира // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов V Междунар. научно-практ. конф. Коломна, 2018. С. 107–113.
14. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 2020. 132 с.
15. Каменский А. М. Социальное партнерство как дополнительный образовательный ресурс // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 1 (19). С. 181–190.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 37 — 46
Скачиваний: 836