ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-62-70
Раскрываются проблемы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Несмотря на массовый переход российских вузов в 2011 году на европейскую уровневую систему высшего образования, многие вопросы функционирования высшей школы России остаются не до конца решенными. Основная проблема, которая до сих пор вызывает наибольшее количество дискуссий в вузовской среде, связана с оценкой уровня полученных знаний, умений и владений, которые должны сформироваться согласно компетентностному подходу в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с требованиями действующего федерального государственного образовательного стандарта ФГОС 3++. Многие российские вузы сформировали свои внутренние системы оценки достигнутого уровня профессиональных компетенций. Данные оценочные системы отличаются друг от друга подходами к проведению оценочных процедур, применяемыми средствами и методиками. Но ни одна из рассмотренных методик не может гарантировать высокой степени достоверности полученных результатов, так как основана на смешении новой и старой парадигм высшего образования. Предлагаются конкретные меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы оценка уровня сформированных профессиональных компетенций обучающихся стала более реальной.
Ключевые слова: оценка уровня сформированности профессиональных компетенций, основная профессиональная образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход
Библиография:
1. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/080301_B_3_27062017.pdf (дата обращения: 11.04.2020).
2. Проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/Projects_POOP/BAK/poop_08.03.01_pgs.pdf (дата обращения: 11.04.2020).
3. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121229180040.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
4. Кононова О. В., Садон Е. В., Якимова З. В. Методика оценки сформированности компетенций на уровне учебной дисциплины // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2013. № 5 (23). С. 76–87.
5. Мирошников В. В., Морозова А. В., Ефимова Г. В., Митрошенкова Е. А. Автоматизированная система оценки и мониторинга уровня освоения компетенций студентами: организационно-методическое обеспечение // Вестник Брянского гос. техн. ун-та. 2019. № 1 (74). С. 77–84.
6. Попова Н. В., Грабиненко Е. В., Воронцов П. Г. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 258–262.
7. Захарова И. М., Грахова С. И., Хакимова Н. Г. Кейс-задания как инструмент оценки профессиональной компетенции будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 98–101.
8. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43–52.
9. Братищенко В. В. Измерение сформированности компетенций студентов по данным текущей успеваемости // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (3). С. 69–78.
10. Рыжов А. В., Пожидаев С. В., Коняев В. М. и др. Диагностика и оценка уровня сформированности компетенций // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11. С. 200–204.
11. Аглямова З. Ш. Разработка технологии оценки уровня сформированности компетенций в высшей школе // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 81–85.
12. Egorychev A. M., Mardahaev L. V., Rybakova A. I., Fomina S. N., Sizikova V. V. Society and Education in the Early of XXIth Century: Integration of Tradition and Innovation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Is. 5, № 2. Р. 82–91.
13. Gosselin D., Cooper S., Bonnstetter R. J. Exploring the assessment of twenty-first century professional competencies of undergraduate students in environmental studies through a business-academic partnership // Journal of Environmental Studies and Sciencesvolume. 2014. № 4. Р. 188–189. https://doi.org/10.1007/s13412-014-0164-1
14. Ion G., Cano E., Cabrera N. Competency Assessment Tool (CAT). The evaluation of an innovative competencybased assessment experience in higher education // Technology, Pedagogy and Education. 2016. Vol. 25, Is. 5. Р. 631–648.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 62 — 70
Скачиваний: 699