МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-131-139
Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей в России является повышение его доступности и качества. Современные меры государственной политики в сфере образования направлены на обновление содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности и общественным заказом, обеспечение его доступности для детей с разными образовательными потребностями и возможностями в условиях повышения эффективности используемых ресурсов. Рассматриваются основные принципы развития системы дополнительного образования детей в России на современном этапе. На основе анализа современных нормативных и программно-целевых документов представлена характеристика основных направлений модернизации региональных систем дополнительного образования. Описываются ведущие теоретические идеи построения системы персонифицированного дополнительного образования: индивидуализация, персонализация и персонификация. Проводится анализ современных государственных требований к региональной системе дополнительного образования детей, выделяются ведущие механизмы формирования региональной системы дополнительного образования. Анализируется содержание персонифицированного финансирования процесса реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями доступности, качества и эффективности. Раскрыт смысл идеи персонализации в дополнительном образовании применимо к системе управления доступностью и качеством образовательных программ. На основании программного подхода предложена модель региональной системы дополнительного образования детей, отвечающая современным требованиям.
Ключевые слова: модель, региональная образовательная система, персонифицированное дополнительное образование детей
Библиография:
1. Фомина А. Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: дис. … д-ра пед. наук. М., 2000. 366 с.
2. Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М.: АПКиПРО, 2003. 132 с.
3. Золотарева А. В., Куличкина М. А., Синицын И. С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский пед. вестник. 2018. № 6. С. 61–75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obespecheniya-dostupnosti-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm (дата обращения: 22.04.2020).
4. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. № 2. С. 172–187.
5. Попов А. А., Ермаков С. В. Территориальная специфика открытого дополнительного образования. URL: http://opencu.ru/page/terspecdo (дата обращения: 16.04.2020).
6. Голованов В. П. Личностно-персонифицированный потенциал современного дополнительного образования детей // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-personifitsirovannyy-potentsial-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 02.04.2020).
7. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014. № 37. Ст. 4983.
8. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей и задачи обновления образовательной системы. URL: https://prodod.moscow/archives/923 (дата обращения: 14.04.2020).
9. Куприянов Б. В. Персонализация образования как основная идея концепции развития дополнительного образования детей // Рождение персонального образования: от Концепции развития дополнительного образования детей – к воплощению в жизнь / под ред. И. В. Абанкиной, С. Г. Косарецкого, И. Н. Поповой. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. 129 с.
10. Попов А. А., Аверков М. С., Ермаков С. В. Дополнительное образование в российских регионах: новая модель управления // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 2 (45).
11. Мерцалова Т. А. Объять необъятное и оценить бесценное (независимая оценка качества дополнительного образования детей) // ПроДОД. 2018. № 5 (17).
12. Логинова Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей. Чебоксары: Среда, 2019. 432 с.
13. Золотарева А. В., Синицын И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 8–16.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 131 — 139
Скачиваний: 801