СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-152-160
В последнее время проблема исследования социально-педагогической адаптации личности стала весьма актуальной. Смысл данного термина, на первый взгляд, кажется вполне очевидным и понятным. Но в разных источниках это понятие очень часто обозначает разные явления, что приводит к непониманию друг друга специалистов, исследования которых фактически направлены на одно и то же. Рассмотрев основные подходы к понятию «адаптация» в целом, изучив структуру, критерии, механизмы и особенности данного процесса, можно преодолеть эти разногласия. Исходя из этого, анализируется ряд подходов к изучению адаптации. Внимание уделяется работам известных ученых, рассматривающих исследуемое понятие на разных функциональных уровнях. Физиологический подход изучали Ж. Пиаже, Г. Селье и др. Психологический подход нашел свое отражение в работах Б. Ф. Березина, Н. Ф. Наумова, И. М. Попова, В. И. Лебедева и мн. др. И в рамках рассмотрения наиболее значимого социального уровня выделяются исследования А. Б. Георгиевского и В. П. Петленко, М. Вебера, Т. Парсона и М. Ромма. Особое внимание акцентируется на системном анализе данной проблемы (А. Г. Маклаков, А. А. Реан, А. Налчаджян и др.), рассматривается феномен социализации личности (Д. Доллард, В. Уолтер, Т. Шибутани, О. И. Зотова, И. К. Кряжева). В результате проведенного исследования предлагается структура социально-педагогической адаптации, основанная на модели личности Б. Д. Парыгина, состоящая из трех взаимосвязанных и подробно описанных уровней.
Ключевые слова: адаптация, личность, социально-психологическая адаптация, социально-педагогическая адаптация, системный анализ, физиологический подход, психологический подход, социальный подход, модель личности
Библиография:
1. Геник Е. А. Субъективные представления студентов гуманитарного вуза о нравственных ценностях // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 37–44.
2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1.
3. Шорохова Е. В., Бодалев А. А., Бобнева М. И. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 344 с.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005.
5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
6. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 c.
7. Казначеев В. П. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. 120 с.
8. Рубчевский К. В. Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. 2002. № 2.
9. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал, 2001. № 1.
11. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.
12. Царегородцева Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975. 277 с.
13. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999. 539 с.
14. Загладина Х. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика, 2014. № 2.
15. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 c.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 152 — 160
Скачиваний: 911