СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-41-50
Раскрывается сущность и содержание метапредметного подхода, направленного на обеспечение восхождения предметной познавательной деятельности обучающихся на надпредметный уровень. Метапредметное содержание общего образования является совокупностью надпредметных дидактических единиц («метапредметов», «первосмыслов»), а также методов осуществления метапредметной познавательной деятельности. Метапредметные результаты состоят из метапредметных знаний, метапредметных компетенций и универсальных учебных действий. Метапредметные знания являются знаниями более высокой степени абстракции в сравнении с предметными знаниями, относящимися к одной предметной области, такие знания могут быть получены только на основе сочетания знаний из нескольких предметных областей. Дано собственное определение понятия «метапредметные компетенции» – представляющие собой интегративные способности обучающегося приобретать метапредметные знания с помощью соотнесения знаний из нескольких предметных областей, а также на основе сочетания способов ведения метапредметной познавательной деятельности из нескольких сфер (познавательная, регулятивная, коммуникативная) формировать универсальные учебные действия.
Ключевые слова: метапредметный подход, принцип сочетания, метапредметное содержание, метапредметные результаты, метапредметные компетенции
Библиография:
1. Полонский В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М., 2017. С. 158.
2. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. 2015. № 2 (40). С. 326–329.
3. Дорофеев А. В. Многомерная математическая подготовка будущего педагога: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2011. 394 с.
4. Yalalov F. G., Shen Pingxia, Gromova C. R., Zakirova V. G. Educational Technology as a Video Сases in teaching Psychology for Future Teachers // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, is. 7. P. 3417–3429. URL: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00736a (accessed: 16.02.2020).
5. Публикации Центра оценки качества образования ИСРО РАО по итогам международных исследований TIMSS, PISA, PIRLS. URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 24.01.2020).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.01.2020).
7. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание»: учеб. пособие. М.: Пушкинский институт, 2001. 544 с.
8. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, 2000. 376 с.
9. Репкин В. В., Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение: взгляд из прошлого в будущее. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. 152 с.
10. Боровских А. В., Розов Н. Х. Надпредметное содержание школьного образования // Педагогика. 2014. № 1. С. 3–14.
11. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-метод. пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. 73 с. URL: https://www.khutorskoy.ru/books/2013/compet/index.htm (дата обращения: 21.01.2020).
12. Боровских А. В. Истина против закона, или Еще раз о компетентности // Вестник Московского ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 12–33.
13. Яровая Е. А. О метапредметных компетенциях и их видах // Научные труды SWorld. 2015. Т. 6, № 3 (40). С. 66–71. URL: https://www.sworld.com.ua/konfer40/126.pdf (дата обращения: 24.01.2020).
14. Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся. URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html (дата обращения: 20.01.2020).
15. Крузе Б. А., Еремеева Е. В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11014 (дата обращения: 24.01.2020).
16. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.
17. Гелясина Е. В. Определение содержательного наполнения метапредметных компетенций: опыт Беларуси // Деятельностная педагогика и педагогическое образование: сб. докладов участников IV Междунар. конф. ДППО-2016 / под ред. А. В. Боровских. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 27–36.
18. Ялалов Ф. Г. Многомерность содержания профессионального образования // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 126–131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23562662 (дата обращения: 24.01.2020).
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 41 — 50
Скачиваний: 969