ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-31-40
Анализируются современные требования к сельской общеобразовательной организации, актуализирующие необходимость социокультурной модернизации, а также возможности сельских школ соответствовать этим требованиям. Обозначена потребность в новых способах повышения качества образования в сельских школах с учетом их особенностей. Выявлены и описаны содержание резильентности современных образовательных организаций, а также критерии резильентности (доступность, качество, эффективность). Обосновано понятие технологий формирования резильентности как совокупности механизмов организации образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с учетом специфики конкретной школы в целях эффективной реализации качественных и доступных образовательных услуг. Доказана необходимость решения конкретных задач, связанных с модернизацией образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; формированием необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса; созданием кадровых условий реализации образовательного процесса; организацией проектирования и реализации стратегии управления школой и ее взаимодействия с внешней средой. Представлены технологии развития резильентности сельских школ (проектирования и реализации управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой; организации образовательного процесса; формирования управленческо-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы).
Ключевые слова: сельская школа, резильентная школа, технологии формирования резильентности, внешние и внутренние факторы влияния, образовательный процесс, управленческо-педагогические команды, вовлеченность участников образовательных отношений, эффективный режим развития школы
Библиография:
1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 412 с.
2. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 11–15.
3. Ваништендаль С. Резильентность на практике. Касита – простой инструмент работы для решения сложной задачи. URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/bice-cahier-casita_web_russe-2019-v3_3_derniere_version.pdf (дата обращения: 25.06.2020).
4. Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58–95.
5. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–177.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002. 527 с.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Российская газета. № 303. 31.12.2012.
8. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное Слово, 2005. 720 с.
9. Брунер Д. С. Психология познания: За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого; предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
10. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2007. 192 с.
11. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5). С. 21–26.
12. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во БАН, 2003. 132 с.
13. Проектное управление как механизм перевода школ в эффективный режим функционирования: метод. рекомендации / И. В. Зимина; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Коми республиканский институт развития образования. Электрон. текстовые дан. (2,7 МБ). Сыктывкар: КРИРО, 2018.
14. Курикова Н. В., Сартакова Е. Е. К вопросу о формировании управленческо-педагогических команд как механизма развития современной сельской школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 378.
15. Чернилевский Д. Б. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы дополнительного профессионального образования. М.: Юнити, 2002. 436 с.
16. Викторова З. С. Сетевой подход как методология исследования процесса принятия государственных решений: дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 136 с.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 31 — 40
Скачиваний: 711