Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Румбешта Елена Анатольевна, Швалева Татьяна Владиславовна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-52-60

Информация об авторе:

Румбешта Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: erumbeshta@mail.ru Швалёва Татьяна Владиславовна, кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: tshvaleva@yandex.ru

До сих пор образование школьников не решило ряд проблем, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом. Одной из таких проблем является неумение многих современных молодых людей работать с информацией. С целью решить эту проблему стандартом предусмотрено обучение школьников смысловому чтению (СЧ) и работе с текстом. Для того чтобы ученики научились самостоятельно учиться и организовывать свою жизнь, необходимо умение пользоваться информацией, которое развивается через СЧ. В настоящее время этому обучают на предметах гуманитарного цикла, в основном на литературе. Не все учителя представляют смысл СЧ, важность развития действия СЧ. Многим не хватает приемов, чтобы вызвать мотивацию для его успешного освоения. Авторами анализируется понятие «смысловое чтение». Предлагается организовать проблемную познавательную деятельность при подготовке к СЧ учащихся начальной школы через умение задавать вопросы, затем использовать это умение в проблемной организации деятельности с учащимися основной школы при обучении работе с текстом, подробно – структурированию текста, а далее применять в старшей школе при использовании рефлексивного чтения. Представленные способы организации работы с учащимися по постепенному освоению СЧ дают успешные результаты.

Ключевые слова: умение самостоятельно учиться, способность работать с информацией, понятие «смысловое чтение», способы развития действия, проблемная познавательная деятельность

Библиография:

1. Понятие смыслового чтения. URL: https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoectenie (дата обращения: 01.10.2020).

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.

3. Шипакова Т. Смысловое чтение как основа формирования читательской компетентности. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/679065/ (дата обращения: 01.10.2020).

4. Потапова С. Г. Эффективные стратегии работы с текстом на уроке в школе. URL: https://www.eduneo.ru/effektivnye-strategii-raboty-s-tekstom-na-uroke-v-shkole/ (дата обращения: 01.10.2020).

5. «Новые известия» о результатах PISA в российских школах. URL: https://web.archive.org/web/20070902104058/ URL: http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=22208 (дата обращения: 01.10.2020).

6. Баталова О. В. Развитие смыслового чтения на уроках математики в 5–6 классах: результативные практики лидеров математического образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / под общ. ред. И. В. Долженко. Ханты-Мансийск: Ин-т развития образования, 2015. 57 с.

7. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования. URL: https://infourok.ru/programma-razvitiya-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-na-stupeni-osnovnogo-obshegoobrazovaniya-4136029.html (дата обращения: 01.10.2020).

8. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. 2004. № 8. С. 8–13.

9. Загашев И. Умение задавать вопросы // Перемена, весна. 2001. № 4. С. 8–13.

10. Румбешта Е. А., Сергеева М. А. Освоение обучающимися начальной школы умения задавать вопросы как основы обучения решению проблем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 67–73.

11. Гельфман Э. Г., Каменская И. В. Развитие умения переводить информацию с одно языка ее представления на другой при обучении математике // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов ХI Междунар. науч.-метод. конф. (30–31 октября 2018 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 20–23.

rumbeshta_e._a._52_60_6_34_2020.pdf ( 406.4 kB ) rumbeshta_e._a._52_60_6_34_2020.zip ( 399.44 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 52 — 60

Скачиваний: 1312

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ