ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-52-60
До сих пор образование школьников не решило ряд проблем, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом. Одной из таких проблем является неумение многих современных молодых людей работать с информацией. С целью решить эту проблему стандартом предусмотрено обучение школьников смысловому чтению (СЧ) и работе с текстом. Для того чтобы ученики научились самостоятельно учиться и организовывать свою жизнь, необходимо умение пользоваться информацией, которое развивается через СЧ. В настоящее время этому обучают на предметах гуманитарного цикла, в основном на литературе. Не все учителя представляют смысл СЧ, важность развития действия СЧ. Многим не хватает приемов, чтобы вызвать мотивацию для его успешного освоения. Авторами анализируется понятие «смысловое чтение». Предлагается организовать проблемную познавательную деятельность при подготовке к СЧ учащихся начальной школы через умение задавать вопросы, затем использовать это умение в проблемной организации деятельности с учащимися основной школы при обучении работе с текстом, подробно – структурированию текста, а далее применять в старшей школе при использовании рефлексивного чтения. Представленные способы организации работы с учащимися по постепенному освоению СЧ дают успешные результаты.
Ключевые слова: умение самостоятельно учиться, способность работать с информацией, понятие «смысловое чтение», способы развития действия, проблемная познавательная деятельность
Библиография:
1. Понятие смыслового чтения. URL: https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoectenie (дата обращения: 01.10.2020).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
3. Шипакова Т. Смысловое чтение как основа формирования читательской компетентности. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/679065/ (дата обращения: 01.10.2020).
4. Потапова С. Г. Эффективные стратегии работы с текстом на уроке в школе. URL: https://www.eduneo.ru/effektivnye-strategii-raboty-s-tekstom-na-uroke-v-shkole/ (дата обращения: 01.10.2020).
5. «Новые известия» о результатах PISA в российских школах. URL: https://web.archive.org/web/20070902104058/ URL: http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=22208 (дата обращения: 01.10.2020).
6. Баталова О. В. Развитие смыслового чтения на уроках математики в 5–6 классах: результативные практики лидеров математического образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / под общ. ред. И. В. Долженко. Ханты-Мансийск: Ин-т развития образования, 2015. 57 с.
7. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования. URL: https://infourok.ru/programma-razvitiya-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-na-stupeni-osnovnogo-obshegoobrazovaniya-4136029.html (дата обращения: 01.10.2020).
8. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. 2004. № 8. С. 8–13.
9. Загашев И. Умение задавать вопросы // Перемена, весна. 2001. № 4. С. 8–13.
10. Румбешта Е. А., Сергеева М. А. Освоение обучающимися начальной школы умения задавать вопросы как основы обучения решению проблем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 67–73.
11. Гельфман Э. Г., Каменская И. В. Развитие умения переводить информацию с одно языка ее представления на другой при обучении математике // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов ХI Междунар. науч.-метод. конф. (30–31 октября 2018 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 20–23.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 52 — 60
Скачиваний: 889