ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-73-81
Проблема агрессивного поведения стала объектом широкого научного и практического обсуждения. Предлагается анализ отдельных аспектов содержания феномена агрессии, выделяются особенности подростковой агрессии. Приводятся результаты длительного изучения уровня агрессивности подростков и молодежи. Отмечается, что нарушения в сфере межличностных отношений подростков играют приоритетную роль в развитии отклоняющегося поведения; общение формирует конкретную модель поведения, оказывая порой влияние на совершение действий не всегда кон структивного характера; развитие навыков позитивного общения находится в поле влияния субъектов образовательной практики и является важнейшим фактором предупреждения агрессии подростков. Педагогически целесообразными действиями в части позитивного личностного становления является оптимизация взаимодействий участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, социальных партнеров). Основными направлениями педагогической профилактической работы, с точки зрения авторов, являются: учет особенностей семьи каждого подростка как необходимое условие эффективной работы педагога; менеджмент классной ситуации и наблюдения за отношениями детей, что дает возможность предотвратить проявление агрессии в группе; обеспечение безопасности в образовательном учреждении посредством формирования социально-психологического комфорта учеников и педагогов; проецирование через СМИ и интернет конструктивных образцов мирного урегулирования конфликтов; интегрирование детей в систему социальных связей как в школе, так и вне, применяя социально-педагогические технологии; целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь и работа с семьей в направлении устойчивых ориентаций на правомерное поведение рассматривается как значимый фактор предупреждения агрессии.
Ключевые слова: подростки, агрессия, общение, субъекты образовательной практики
Библиография:
1. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336с.
2. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
3. Колосова С. Л. Развитие личности детей с агрессивным поведением в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2006. 397 с.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Академия, 2003. 448 с.
5. Бойкина Е. Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 60–67. DOI: 10.17759/jmfp.2019080307.
6. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения / под ред. Е. Н. Волковой. Н. Новгород: Папирус, 2011. 234 с.
7. Насилие над детьми в Европе. URL: http://www.sdelanounih.ru/nasilie-nad-detmi-v-evrope (дата обращения: 20.07.2020).
8. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81–87.
9. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие. М.: Московский психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. 96 с.
10. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3–12.
11. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1998. 256 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.
14. Терехина Н. В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 43–51.
15. Чеккуева З. Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностных взаимодействий в системе «учитель – ученик» // Вестн. Карачаево-Черкесского гос. ун-та им. У. Д. Алиева. 2016. № 8. С. 49–52.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 73 — 81
Скачиваний: 709