Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

Кошкина Елена Анатольевна, Мелкая Лия. Александровна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-190-198

Информация об авторе:

Кошкина Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (Набережная Северной Двины, 17, Архангельск, Россия, 163002). E-mail: coschkina.el@yandex.ru Мелкая Лия Александровна, аспирант, ассистент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (Набережная Северной Двины, 17, Архангельск, Россия, 163002). E-mail: l.melkaya@narfu.ru

Рассматривается процесс развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Показаны социально-политические предпосылки формирования управленческих идей в образовании. Обозначена зависимость развития отечественной теории управления образованием от задач, поставленных властью перед образованием как социальным институтом. Представлена авторская периодизация развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Четыре выделенных периода описаны с учетом факторов детерминации развития теории управления образованием второй половины ХХ в. В рамках первого периода (1950-е – начало 1960-х гг.) ведущую роль сыграли социально-экономические факторы, определившие курс на повсеместную политехнизацию, что поставило новые управленческие и методические задачи перед образовательными системами разного уровня. Второй период (1964–1985 гг.) отличают концептуальные факторы, оказавшие влияние на трансформацию идейного поля управления образованием. Третий период (1985–1991 гг.) характеризуется повышением влияния социокультурных факторов, обусловленных изменениями эпохи перестройки. Четвертый период (с 1990-х гг. – конец ХХ в.) отражает расширение методологического поля отечественной теории управления образованием, детерминированное междисциплинарными связями управленческой науки.

Ключевые слова: система образования, теория управления образованием, факторы развития теории управления образованием

Библиография:

1. Тюрина Ю. А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: дис. … д-ра социол. наук. СПб., 2010. 528 с.

2. Константиновский Д. Л. Школа и «внешние» факторы // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 245–267.

3. Закон СССР от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1959. № 1. С. 5.

4. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.

5. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 238 с.

6. Конаржевский Ю. А. Концепция внутришкольного управления. Алма-Ата: Центр «Педагогический поиск», 1991. 230 с.

7. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996. 440 с.

8. Конаржевский Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986. 133 с.

9. Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. 66 с.

10. Шамова Т. И., Конаржевский Ю. А. Предупреждение формализма в управленческой деятельности руководителей школы – важнейшее условие повышения ее эффективности // Совершенствование управленческой деятельности руководителей школы: метод. рекомендации. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. С. 4–17.

11. Постановление Верховного Совета СССР 12.04.1984 № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=636#017302286917602294 (дата обращения: 25.07.2020).

12. Богуславский М. В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности // Педагогика. 2009. № 6. С. 84–96.

koshkina_e._a._190_198_6_34_2020.pdf ( 393.91 kB ) koshkina_e._a._190_198_6_34_2020.zip ( 387.02 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 190 — 198

Скачиваний: 1130

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ