ВОПРОС О ВВЕДЕНИИ ВСЕОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-199-213
Вопросы введения всеобщего начального обучения в деятельности Государственной думы Российской империи долгое время не были в поле зрения исследователей, интересКочурина к теме возрос в связи с восстановлением парламентских традиций и глубоким реформированием системы образования. На основе исторических источников показано, что в начале XX в. данный вопрос был, пожалуй, единственным, не вызывавшим разногласий между политическими партиями. Но он так и не был решен из-за длившихся на протяжении шести лет дискуссий между фракциями в Государственной думе, Думой и Государственным советом, парламентом и правительством по сопутствующим проблемам – об обязательности или предоставлении права получения начального образования, о размерах финансирования и характере управления министерскими и церковными школами, о языке преподавания в начальной школе в местностях с нерусским населением, о роли органов местного самоуправления в развитии школьного дела и др. Первая Государственная дума в силу кратковременного существования не сумела приступить к рассмотрению законопроекта о введении всеобщего начального обучения, Государственная дума II созыва – приступила, но ее досрочный роспуск не позволил принять сколько-нибудь существенных решений по вопросу. Третья Государственная дума оказалась единственной в дореволюционной истории России, выдержавшей полный срок полномочий. Результаты ее деятельности в области просвещения закрепили за ней название «Дума народного образования». Было рассмотрено более 300 законодательных инициатив в области науки и образования, в том числе 15 законопроектов по начальному образованию, дополнительные ассигнования на начальную школу выросли почти на 40 млн руб. в год. Но принятый Думой законопроект о введении всеобщего начального обучения не прошел в Государственном совете. Депутаты четвертого созыва вновь дискутировали по содержанию проекта, разработанного Третьей Думой. Главной причиной конфликтов был вопрос о церковно-приходских школах. В последний раз в истории Думы законопроект был внесен министром народного просвещения П. Н. Игнатьевым 28 августа 1916 г., но решение по нему так и не было принято. Вместе с тем за годы работы Государственных дум на развитие начального образования, подготовку педагогов, заработную плату учителей и строительство новых школ были выделены невиданные до того времени средства, а статьи государственных расходов на школьное дело увеличились почти вдвое.
Ключевые слова: всеобщее начальное обучение, начальное образование, начальные школы, начальные училища, Государственная дума, Российская империя
Библиография:
1. Вахтеров В. П. Всеобщее начальное обучение: (Реферат, читанный в московском комитете грамотности). М., 1894. 20 с.
2. Кареев Н. Идеалы общего образования. СПб., 1901. 159 с.
3. Горбов Н. Задачи русской народной школы. СПб., 1887. 67 с.
4. Тихомиров Д. И. Мой идеал народной школы // Педагогический листок. 1900. № 3. С. 356–357.
5. Соломатина Т. Б. Общественно-педагогическое движение в условиях российского парламентаризма // Педагогика. 2000. № 1. С. 62–68.
6. Овчинников А. В. Народное просвещение и третья Государственная Дума // Образование и общество. 2006. № 4. С. 96–103.
7. Окушова Г. А., Пьяных Е. Г. Народная школа в дореволюционной России: теоретико-методологические основания и организационная практика// Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 69–75.
8. Кочурина С. А. К Вопросу о деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров (1906–1917 гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 17–21.
9. Днепров Э.Д. Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 244–275.
10. Московские ведомости. 1905. № 279. 21 окт.
11. Герье В. Первая русская Государственная Дума: политические воззрения и тактика ее членов. М., 1906. 120 с.
12. Листовка «Граждане!» // ГАРФ. Ф. 523. Оп. 3. Д. 15. Л. 47.
13. Вахтеров В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М.: Изд. Т-ва И. Д. Сытина, 1917. 208 с.
14. Письмо МНП в Гос. Думу о введении всеобщего обучения // РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495. Л. 14.
15. Малышева О. Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: в 4 т. / под общ. ред. В. К. Егорова. М.: Изд-во РАГС, 2004. Т. 1. А–Е. С. 209–211.
16. Законопроект 46 депутатов о школах грамоты // РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 404. Л. 1–2.
17. Что сделала первая Государственная дума?: сб. материалов / сост. И. Протопопов. М., 1906. 23 с.
18. Правительственный вестник. 1906. № 153. 9 (22) июля.
19. Каминка А. И., Набоков В. Д. Вторая Государственная дума. СПб., 1907. 308 с.
20. Задачи Второй Думы // Голос Москвы. 1907. 5 февр. (23 янв.)
21. Московский еженедельник. 1906. № 19. С. 6; № 20. С. 8.
22. Донесение начальника Одесского охранного отделения директору департамента полиции 17 февр. 1907 г. // ГАРФ. Ф. 102. ДПОО. 1907. Оп. 237. Д. 110. Л. 27.
23. Письмо МНП в Совет Министров по вопросу о введении всеобщего обучения // РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495. Л. 15.
24. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908. 212 с., табл.
25. Государственная Дума. Второй созыв. Стенографические отчеты. 1907 год. Сессия вторая. СПб., 1907. 2082, 110, 2233–2344 стб.
26. Всеобщее обучение и земство / сост. П. И. Чижевский. СПб.: Спр.-пед. бюро Лиги образования, 1910. 188 с.
27. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов ХIХ века. М.: Польза (Антик и К), 1912. 224 с.
28. Каптерев П. Ф., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения. М.: Польза, 1913. 219 с.
29. Зурабов А. Вторая Дума: воспоминания. СПб., 1908. 182 с.
30. Цитрон А. 103 дня Второй Думы. СПб.: Книгоизд-во «Думская Трибуна», 1907. V, 175 с.
31. Кузьмин-Караваев В. Новый избирательный закон // Русь. 1907. № 148. 9 (22) июня.
32. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907–1912 гг.: в 2 ч. СПб., 1912. Ч. 1. 515 с., Ч. 2. 709 с.
33. Ропп А. Н. Что сделала третья Государственная Дума для народного образования? СПб.: Б. и., 1912. 254 с.
34. Государственная Дума. Стенографические отчеты / Гос. дума, третий созыв, 1907–1908 гг., сессия первая. СПб.: Государственная тип., 1908. Заседания 1–30: (с 1 ноября 1907 г. по 19 февраля 1908 г.). 1908. [3], ХIV с., 2142 стб.
35. Основные положения для введения всеобщего начального обучения в Российской Империи, представленные МНП 1 ноября 1907 г. за № 25548 // Денисов К. Всеобщее обучение: сборник законов и правительственных распоряжений. СПб., 1914. Вып. I. С. 3–4.
36. Законопроекты о кредитах на начальное образование (основном в 1,4 млн. р. и дополнительном в 5,5 млн. р.) были утверждены 3 мая 1908 г. // ПСЗ РИ: Собр. 3. Т. 28, ч. 1. С. 228–229.
37. Вопросы народного образования в 3-й Государственной думе. Заявление 94 членов Гос. Думы об ассигновании 4 млн на церковные школы // Русская школа. 1908. № 1. С. 63.
38. Об отпуске 6 900 000 рублей на нужды начального образования: закон от 3 мая 1908 г. // ПСЗ РИ: Собр. 3. Т. 28, ч. 1. № 30328. С. 228–229.
39. Государственная дума. Из зала Думы // Русское слово. 1908. 24 (11) июня.
40. Закон о дополнительном отпуске из государственного казначейства средств на нужды начального народного образования от 10 июня 1909 г. // ПСЗ РИ: Собр. 3. Т. 29, ч. 1. № 32085. С. 472.
41. Герье В. Значение Третьей Думы в истории России. СПб.: Тип. Т-ва А. С. Суворина, 1912. 99 с.
42. Звягинцев Е. А. Законопроект В. К. фон-Анрепа об организации всеобщего обучения. СПб., 1909. 15 с.
43. Ольгинский А. А. Народное образование и церковное достояние в Третьей Государственной Думе: речи, доклады, статьи. СПб., 1912. С. 15.
44. Вопросы и нужды учительства. СПб., 1909 г. Вып. IV. С. 7.
45. Законопроект о начальных училищах // РГИА. Ф. 1278. Оп. 6. Д. 47. Л. 29–37.
46. Проект о начальных народных училищах // РГИА. Ф. 733. Оп. 172. Д. 187. Л. 1–3.
47. Доклад комиссии по народному образованию по внесенному Министерством народного просвещения законопроекту о начальных училищах от 23 марта 1909 г. за № 7154. [Б. м., б. г.].
48. Ковалевский Е. П. Законодательное предположение по средней школе // Народное образование и церковное достояние в III Государственной Думе: речи, доклады, статьи. СПб., 1912. Ч. 1. С. 308–324.
49. Доклад по внесенному Министром НП законопроекту в введении всеобщего начального обучения в Российской империи (представление 1 ноября 1907 г. № 25548) // РГИА Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495. Л. 511–523.
50. Доклад по внесенному Министром НП законопроекту в введении всеобщего начального обучения в Российской империи (представление 1 ноября 1907 г. № 25548) // РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495.
51. Из речи Дурново в Государственном совете 26 января 1912 г. // Хрестоматия по истории педагогики; под ред. С. А. Каменева. Т. IV, ч. II; сост. Н. А. Желваков. М., 1936.
52. Закон о дополнительном отпуске из государственного казначейства 10 000 000 рублей на нужды начального образования от 7 июля 1913 г. // ПСЗ РИ: Собр. 3. Т. 33, ч. 1. № 39762. С. 750–753.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 199 — 213
Скачиваний: 970