ПОРОГОВЫЙ ЭТАП В АДАПТАЦИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-214-219
Рассмотрены вопросы адаптации к новым условиям действующих сотрудников, которые проходят первоначальную подготовку в институте МВД. Социальное и психическое созревание личности происходит через призму основных направлений адаптации, которые учитываются как в служебной, так и учебно-воспитательной деятельности. Представлено понятие социально-психологической адаптации слушателей, которая заключается в усвоении системы официальных и неофициальных отношений, формировании активной жизненной позиции учебного заведения, первичного коллектива и профессии. Рассмотрены условия, с которыми сталкиваются слушатели в рамках уставных отношений. Выявлены основные направления оптимизации социально-психологической адаптации в военизированном коллективе: соответствующее развитие у слушателей профессиональной направленности; коррекция мотивационной ориентации на достижение успеха; оптимизация взаимопонимания в отношениях с преподавателями; прогнозирование адаптации слушателей при взаимодействии с органами управления; формирование у слушателей психологической установки на самовоспитание, развитие управленческой деятельности; использование методики мониторинга для развития рефлексивности в общении со слушателями и старшими офицерами.
Ключевые слова: адаптация, первоначальная подготовка, психологический комфорт
Библиография:
1. Красник B. C., Даутова В. Ю., Резепин А. В. Мониторинг профессиональных важных качеств курсантов МВД России как фактор адаптации к служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2 (16). С. 48–51.
2. Фетисов В. Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД: дис. … канд. пед. наук. Брянск, 1996. 162 с.
3. Кравец А. В. Управление процессом социальной адаптации студентов (на примере Новосибирского военного института внутренних дел МВД России): дис. … канд. социол. наук. Новосибирск, 2006. 183 с.
4. Кургалеева Е. Е. Современные проблемы адаптации курсантов вуза МВД к военно-учебным условиям в контексте становления субъектной позиции // Вестн. Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2014. № 1 (68). С. 69–76.
5. Жигалова Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестн. Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2014. № 4 (71). С. 76–85.
6. Апальков А. В. Педагогические условия успешной профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России // Вестн. Орловского гос. ун-та. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 2 (43). С. 308–310.
7. Самусенко В. В. Процесс профессионально-психологической адаптации курсантов вузов системы МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. Орёл: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России им. В. В. Лукьянова, 2016. С. 112–115.
8. Свинарева О. В. Особенности исследования педагогического сопровождения курсантов образовательных организаций МВД России в период их адаптации к образовательному процессу // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф: в 3 ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Орёл, 2018. С. 99–102.
9. Каримова Т. С. Гуманизация образования в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Иркутск: ИГПУ, 2007. 21 с.
10. Кодоева А. Ч. Управление адаптацией курсантов вузов МВД РФ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 92–93.
11. Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск: учеб. пособие. Л., 1988. 66 с.
12. Федотов С. Н., Милюкова Ю. Д. Психологические условия адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 1. С. 83–85.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 214 — 219
Скачиваний: 683