Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 30.05.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №6 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗА «Я» В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗА «Я» В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Савельева Ольга Владимировна, Гычев Александр Витальевич, Овчинникова Юлия Валерьевна

DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-230-242

Информация об авторе:

Савельева Ольга Владимировна, методист, Центр детского творчества (ул. Унжакова, 4, Киселёвск, Россия, 625700). E-mail: olga-pretty-woman@mail.ru. Гычев Александр Витальевич, доктор медицинских наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: gichev64@mail.ru Овчинникова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: julia.ovchinnikova.tomsk@gmail.com

В меняющихся социально-экономических условиях происходит нарушение развития личностной идентичности педагогов, что приводит к искажению (деформации) ее структурных компонентов. В связи с этим необходим научный поиск путей преодоления кризиса идентичности и построение программ развития подсистем личностной (индивидуальной) и социальной (профессиональной) идентичности педагогов, адекватных изменившимся условиям. В работе изучены уровни дифференцированности идентичности, рефлексивности, особенности эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик, соотношение личностных и социальных компонент в самоопределении идентичности. Выборку исследования составили 132 педагога образовательных учреждений г. Киселёвска Кемеровской области в возрасте 24–63 лет с педагогическим стажем от 1 года до 35 лет. Все педагоги разделены на шесть групп в соответствии с периодизацией профессионального становления В. А. Дмитриевского. Для всех испытуемых характерна негармоничность элементов идентичности, преобладание социальных компонент (учебно-профессиональные и семейно-клановые характеристики) в структуре самоописаний, средний уровень рефлексивности и низкий уровень самопринятия. Полученные данные интерпретируются с точки зрения теорий профессионального становления и формирования идентичности.

Ключевые слова: личностная идентичность педагогов, самооценка идентичности, рефлексивность, дифференцированность структурных компонентов идентичности, этапы профессионального становления

Библиография:

1. Breakwell Glynis. M. Coping with Threatened Identities (Psychology Library Editions: Social Psychology). London: Routledge Publ., 2015. 234 с.

2. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Прогресс, 1984. С. 180–188.

3. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 395 с.

5. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М.: Педагогическое общество России, 2002. 418 с.

6. Зеер Э. Ф. Психологические основы профессиональной деятельности: Кризисы профессионального становления личности. М.: Русь, 2007. 306 с.

7. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Русь, 2008. 184 с.

8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

9. Зеер Э. Ф. Психология взрослости: учеб. пособие. М.: Московский психол.-соц. ин-т, 2011. 294 с.

10. Митина Л. М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 400 с.

11. Собкин В. С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в обществе // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во КГУ, 1975. С. 34–39.

12. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 464 с.

13. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1982. 185 с.

14. Майсак Н. В., Ильин В. А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 59–70. DOI: 10.31857/S020595920002250-1

15. Колиниченко И. А. Исследование идентичности и морального развития личности в современной психологии. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. 132 с.

16. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.

savelyeva_o._v._230_242_6_34_2020.pdf ( 434.08 kB ) savelyeva_o._v._230_242_6_34_2020.zip ( 425.69 kB )

Выпуск: 6, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 230 — 242

Скачиваний: 1051

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ