МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-35-40
Констатируется, что проблематика развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) обучающихся стала объектом как современных научных исследований, так и практических разработок. Представлен историко-педагогический анализ изучения данного феномена в российской педагогике, выявлены ведущие модели и технологии, используемые для организации внеурочной деятельности в современных общеобразовательных организациях. Предлагается модель развития КУУД младших школьников средствами внеурочной деятельности, особенности которой связаны с использованием совокупности системно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного подходов, интегрированным на метапредметном уровне содержанием внеурочной деятельности в виде сетевой модульной образовательной программы (общеинтеллектуальная направленность), технологией его реализации с применением предметно-ориентированных средств обучения, речевых ситуаций, логико-дидактических схем. Обосновано содержание результативно-оценочного компонента модели, который включает методы наблюдения, диагностики, статистические методы, оценивание процесса результатов развития данной группы метапредметных результатов образования. Выделены критерии (ученик способен владеть речевой культурой на элементарном уровне, организовывать свое общение во временных рамках, преодолевать различные виды барьеров в осуществлении коммуникации), уровни сформированности данной группы метапредметных образовательных результатов обучающихся на уровне начального общего образования.
Ключевые слова: развитие коммуникативных образовательных результатов, начальная общеобразовательная школа, обучающиеся, модель, неурочная деятельность, средства обучения
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. А. Сафронова, М. П. Антонова. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
2. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. С. 74–78.
3. Барахоева И. Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекса // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. С. 433–437
4. Башкатова Ю. А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 193 с.
5. Белозёрова Ю. М. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в процессе ознакомления со сказкой // Проблемы и перспективы формирования и развития экономики знаний. М., 2018. С. 54–58
6. Жилина А. И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия во ФГОС и их интерпретация // Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 9–15.
7. Земзюлина А. А. Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка // Современные концепции развития науки. 2015. С. 107–111.
8. Поздеева С. И., Гуренкова Е. Г. Новые формы учебной дискуссии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий // Инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2015. С. 199–203.
9. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.
10. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198–202.
11. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996. 216с.
12. Дмитрачкова Л. Я. Языковое образование: Коммуникативно-когнитивный подход // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2017. № 2 (10). С. 236–245.
13. Дроздова О. А. Предметно-образная наглядность в обучении младших школьников иноязычному ситуативно-обусловленному говорению // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 70–74.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Страницы: 35 — 40
Скачиваний: 800