ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-41-48
Актуальность исследования связана с тем, что в последнее время проявляется повышенный интерес к теме социально-педагогической адаптации человека в стремительно меняющейся культурной и социально-экономической среде. Сфера образования, несмотря на свою консервативность, также претерпевает сильные изменения и требует новых подходов. В связи с этим изучается роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов, поскольку условия обучения и проживания в кадетской школе-интернате существенно отличаются от обычных общеобразовательных школ. Отмечается, что понятию «внеурочная деятельность» уделяется большое внимание в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Рассматриваются цель, задачи, результат данного вида деятельности, а также место в образовательных программах в разные периоды времени. Большое внимание уделяется построению индивидуальных программ внеурочных занятий. На авторский взгляд, каждая форма внеурочной деятельности соответствует определенным индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. Описана комплексная программа, включающая не только анализ портфолио, успеваемости и беседу с родителями, но и рекомендации по полной психолого-педагогической диагностике для выявления способностей школьников, которые будут соответствовать той или иной форме внеурочной деятельности. Как показывают результаты, такой подход способствует более успешному прохождению процесса адаптации.
Ключевые слова: адаптация, социально-педагогическая адаптация, кадетская школа, внеурочная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт
Библиография:
1. Сахарова И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. 2006. № 5. С. 117–121.
2. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
3. Сергеева Б. В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 62–70.
4. Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская, Т. И. Варова. Кемерово: КемГИК, 2015. Вып. 2. 348 с.
5. Сотникова О. А. Роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения // Непрерывное образование: материалы Междунар. форума 22 ноября 2019 г. / под ред. И. А. Волошиной, И. О. Котляровой. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2019. Т. 1. С. 229–236.
6. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: сб. материалов участников Всерос. науч.-практ. конф. (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / отв. ред. Т. В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров: Старая Вятка, 2017. 699 с.
7. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: Просвещение, 2011. 64 с.
8. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19–21.
9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
10. Соломатин А. М., Камень Н. Е. Проектирование внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: материалы участника личностно ориентированного модуля / под ред. проф. Р. Г. Чурковой. М.: Академкнига, 2013. 44 с.
11. Психолого-педагогические аспекты одаренности: проблемы, перспективы, развитие: материалы регионального педагогического форума (20 апреля, 2016 г., г. Старый Оскол). Старый Оскол: МБУ ДПО «СОИ-РО», 2016. 540 с.
12. Каримова Л. Н., Зайнагабдинова Р. Г. Формирование универсальных учебных действий у подростков во внеклассной работе: учебно-метод. пособие. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2019. 54 с.
13. Сотникова О. А., Маланов И. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 152–160.
14. Антонюк С. Д. Адаптивное образование в учебно-воспитательном процессе современной школы. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2004. 103 с.
15. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. СПб.: Лань, 2013. 580 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Страницы: 41 — 48
Скачиваний: 670