ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-49-56
Представлены результаты исследования уровня развития познавательной мотивации и учебно-познавательного интереса младших подростков. Выявлены особенности мотивации учебной деятельности младших подростков, описаны условия обеспечения высокой активности учебно-познавательной деятельности. Авторы отмечают, что мотивация учебной деятельности выступает одним из главных факторов ее успешности и представляет собой многокомпонентное и разноуровневое образование. Мотивация учебной деятельности не формируется сама по себе, ее развитие предполагает длительную, совместную деятельность учащихся и учителя, а для этого в школах необходимо вести постоянную работу по повышению уровня познавательной мотивации к учебной деятельности, активизации учебно-познавательного интереса обучающихся на уроке. Показано, что применение на уроках предложенных универсальных педагогических приемов способствует повышению познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей по развитию познавательного интереса младших подростков и устойчивости учебных мотивов.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивационная сфера, познавательная мотивация, учебные мотивы, учебно-познавательный интерес, подростки
Библиография:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
2. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. 264 с.
3. Мaркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.
4. Чернышова Е. И., Чалых Е. А. Формирование познавательных мотивов младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 247–253.
5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.
6. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь. 2001. 240 с.
7. Deci E. L., Ryan M. Self-Determination Theory: A Macrotheory of Human Motivation, Development, and Health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49, № 3. P. 181–185.
8. Тэн Ю. Мотивация учебной деятельности // Сибирский психол. журнал. 2008. № 3. С. 75–76.
9. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. 816 с.
11. Психология ребенка от рождения до 11 лет: методики и тесты / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2008. 224 с.
12. Ксензoва Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Страницы: 49 — 56
Скачиваний: 834