ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ОПОЗНАНИЯ ДЕИКОНИЗИРОВАННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-122-129
Рассматривается вопрос визуального опознания звукоизобразительных слов английского языка на различных стадиях их деиконизации русскоязычными испытуемыми (N = 106) с подтвержденным уровнем владения этим языком (В2-С1). Психосемантическое исследование проведено методом «Лексическое решение». Дана характеристика стимулов, включающих три типа слов: 32 ЗИ – слова, распределенные на четыре группы по критерию утраты иконичности (по восемь слов в каждой группе), 32 нейтральных слова и 64 не-слова. Стимулы предъявлялись визуально на экране компьютера в случайном порядке в условиях дефицита времени. Описаны полученные результаты – слова с наивысшей степенью звукоизобразительности опознаются медленнее и с большим количеством ошибок, что свидетельствует о когнитивной задержке в опознании этих слов. Проблема опознания также может быть связана с интерференцией параметра экспрессивности и процесса декодирования семантики слова. Результаты исследования приближают нас к пониманию когнитивных механизмов восприятия ЗИ.
Ключевые слова: психолингвистика, звукоизобразительность, иконичность, фоносемантика, английский язык, лексическое решение, визуальное опознание вербальных стимулов
Библиография:
1. Hockett C. F. The origins of speech // Scientific American. 1960. V. 203. P. 89–96.
2. Monaghan P., Shillcock R. C., Christiansen M. H., Kirby S. How arbitrary is language? // Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences, 2014, V. 369, № 1651, № 20130299. URL: https://doi.org/10.1098/rstb.2013.0299 (дата обращения: 03.10.2020).
3. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 448 c. С. 182.
4. Воронин С. В. Основы фоносемантики. М.: ЛЕНАНД, 2006. 248 с. C. 122–147.
5. Blasi D., Wichmann S., Hammarström H., Stadler P., Christiansen M. Sound-meaning association biases evidenced across thousands of languages // PNAS, 2016. V. 113, № 39. P. 10818–10823.
6. Namy L. L., Nygaard L. C. Perceptual-motor constraints on sound to meaning correspondence in language // Behavioral and Brain Sciences. 2008. V. 31. P. 528–529. URL: https://doi.org/10.1017/S0140525X08005190 (дата обращения: 03.10.2020).
7. Павловская И. Ю., Седёлкина Ю. Г., Ткачева Л. О., Наследов А. Д. Психосемантическое исследование визуального восприятия иноязычной звукоизобразительности искусственными билингвами (лингвистический аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 147–153.
8. Флаксман М. А. Диахроническое развитие звукоизобразительной лексики английского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2015. С. 120.
9. Meyer D. E., Schvaneveldt R. W. Facilitation in recognizing pairs of words: Evidence of a dependence between retrieval operations // Journal of Experimental Psychology. 1971. V. 90. P. 227–234.
10. Flaksman M. Iconic treadmill hypothesis – the reasons behind continuous onomatopoeic coinage. In: Dimensions of Iconicity [(ILL 15]) / eds. Matthias B., Zirker A., Fischer O., Ljungberg C. John Benjamins Publishing Company, 2017. P. 15–38. URL: https://doi.org/10.1075/ill.15.02fla (дата обращения: 03.10.2020).
11. Moreno M. A., van Orden G. C. Cognitive Psychology of Word Recognition // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences / ed. by Smelser N. J., Baltes P. B. Academic Press, Elsevier, 2001. P. 16556–16561.
12. Zevin J. Word Recognition // Encyclopedia of Neuroscience / ed. by L. R. Squire. Academic Press, Elsevier Ltd., 2009. P. 517–522.
13. Walker P. Cross-Sensory Correspondences and Symbolism in Spoken and Written Language // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2016. V. 42, № 9. P. 1339–1361.
14. Balota D. A., Yap M. J., Cortese M. J. Visual word recognition: The journey from features to meaning // Handbook of Psycholinguistics, 2nd ed. / M. J. Traxler, M. A. Gernsbacher (Eds.). Academic Press, 2006. 1197 p. P. 285–376.
15. Koda K. Word recognition // Insights into Second Language Reading: A Cross-Linguistic Approach. Cambridge University Press, 2005. 320 p. P. 29–47. URL: https://doi.org/10.1017/CBO9781139524841.005 (дата обращения: 03.10.2020).
16. Rayner K., Pollatsek A. Eye-Movement Control in Reading // Handbook of Psycholinguistics (Second Edition) / ed. by Traxler M. J., Gernsbacher M. A. Academic Press, Elsevier, 2006. P. 613–657. URL: https://doi.org/10.1016/B978-012369374-7/50017-1 (дата обращения: 03.10.2020).
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 122 — 129
Скачиваний: 751