СОВРЕМЕННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-130-136
Количественный рост детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ежегодно прогрессирует. Примерно 15 % от общего состава школьников имеют те или иные ограничения здоровья, в том числе и инвалидность. Это связано как с биологизаторским (генетическая предрасположенность), так и с социологизаторским (педагогическая запущенность) факторами. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто тяготеют к изоляции от общества. Этому способствует раздельное от здоровых (нормативных) детей нахождение в специальных школах и заведениях, где они получают не только воспитание, но и образование. Несмотря на то, что в настоящее время ситуация частично изменилась, все чаще родители предпочитают отдавать своих «особенных» детей в общеобразовательные учреждения, дети с ОВЗ по-прежнему слабо включаются в нормальный процесс жизнедеятельности школьного коллектива. Задержка психического развития личности ребенка вызывает нарушения в области коммуникации и познания, а также может привести к деформации их социально-бытовых навыков и эмоционально-волевой сферы. У ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, стыда, возникают необоснованные приступы гнева. При этом искажается и самооценка у данной категории детей. Все эти факторы могут способствовать возникновению патологических форм поведения. Тем не менее процесс социальной интеграции (адаптации) детей с ОВЗ, а конкретно с ЗПР, крайне необходим. И самой подходящей социальной средой для этого являются общеобразовательная среда, а также центры социальной адаптации и дополнительного образования.
Ключевые слова: социальная интеграция, дети с задержкой психического здоровья, общеобразовательная среда, инклюзивное образование
Библиография:
1. Шевелева Н. В., Попов Г. Н. Адаптивная физическая культура как средство социнтеграции людей с ограниченными возможностями здоровья // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак, 2017. С. 76–78.
2. Шевелева Н. В., Верхотурова Е. В. Особенности интеграции в современный социум детей с ОВЗ // Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы. V Международная научно-практическая конференция (17–18 октября 2013 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. С. 115–119.
3. Шевелева Н. В. Развитие «Я-концепции» у детей с РДА // Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы: VI Междунар. науч.-практ. конф. (22–23 октября 2014 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. С. 57–62.
4. Marfo K. Maternal directiveness with children in interaction with mentally handicapped children: An analytical commentary // J. Child Psychol. and Psychiatry. 1990. № 31.
5. Бочарова В. Г., Репринцева Г. И. Программа подготовки семейных социальных педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Социальная педагогика в России. 2011. № 3. С. 90–92.
6. Актуальные проблемы диагностики ЗПР // под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
7. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967.
8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 2000.
9. Табылгинова Л. А. Ученые записки ЗабГГПУ // Основные научные подходы к понятию «социальная интеграция». Горно-Алтайск, 2011.
10. Подсумкова О. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения // Педагогика и современность. 2014. № 4.
11. Кара Ж. Ю. Особенности арт-терапии // Северо-Кавказский психол. вестник. 2010. Т. 8, № 3. С. 48–51.
12. Беляева Е. В., Борзенкова И. В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-культурного и научно-технического знания. 2015. № 1 (4). С. 85–88.
13. Мордахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 21–26.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 130 — 136
Скачиваний: 738