ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-23-28
Актуализируется проблема повышения качества школьного обучения в современной образовательной среде. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и компетентностного подхода одной из задач является исследовательская позиция обучающегося. Следовательно, одним из результатов качественного образования является сформированность исследовательской компетентности старшеклассников. Приводятся различные определения понятия «исследовательская компетентность», данные В. А. Болотовым, И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. В. Хуторским и др. Теоретические представления, построенные на основе положений системного, компетентностного, деятельностного подходов, согласуются с результатами опубликованных педагогических исследований в данной области. Условиями, при которых формирование исследовательской компетентности проходит эффективно, являются вовлечение обучающихся в собственно исследовательскую деятельность, а также наличие в содержательной части дисциплины проблемно ориентированного и регионального контекста, необходимого для формирования исследовательских способов познавательной деятельности. Представлен исследовательский проект обучающегося, в котором в динамике продемонстрирована эффективная педагогическая технология, оказывающая прямое влияние на исследовательскую компетентность учащихся в классах с углубленным изучением естественно-научных дисциплин.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, вовлечение в исследовательскую деятельность, региональный контекст, взаимодействие «школа–вуз»
Библиография:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2019 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 31.10.2020).
2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
3. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестн. Института образования человека. 2011. № 1. С. 3.
4. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
5. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 1999. 134 с.
6. Хурло Л. К вопросу об аксиологических компетенциях учителя // Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя в системе университетского образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. Вып. 2. С. 8–15.
7. Кривенко Я. В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
10. Кривошапкина О. М. Концепция национально-регионального компонента геоэкологического образования и пути ее реализации в Республике Саха (Якутия) // Вестн. Северо-Восточного федерального ун-та им. М. К. Аммосова. 2005. № 2. С. 95–104.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 23 — 28
Скачиваний: 673