ОТВЕТ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-57-66
Проанализированы основные положения Проекта 5-100 на предмет требований, выдвигаемых к вузам-участникам, методологии мировых рейтингов ARWU, QS, THE и их индикаторов как конечных результатов деятельности университетов, позиций российских университетов в мировом образовательном пространстве на примере Томского политехнического университета (ТПУ), а также предложение ряда мероприятий улучшающего вмешательства для корректировки ситуации. Проведен сопоставительный анализ позиций Массачусетского технологического института, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и ТПУ в мировых рейтингах и определены две группы аспектов деятельности ТПУ: сильные стороны вуза с позиции рейтинга QS и аспекты, требующие корректировки в виду недостаточно высокого количества набираемых баллов. Перечислен ряд мер, направленных на усиление «слабых» позиций ТПУ в мировых рейтингах с целью улучшения качества показателей и предполагающих создание условий для развития мультиязыковой среды, переподготовки преподавателей и пересмотра образовательных программ. В качестве эффективного условия для консолидации рекомендованных мер предложено внедрение в систему обучения в вузе таких методов, которые бы создавали условия для развития мультиязыковой среды, т. е. методов, предполагающих интеграцию предметных знаний и иностранного языка. Гипотеза относительно эффективности методов, интегрирующих предметные и языковые знания, основывается на предположении об их потенциале в отношении усиления практической ориентированности языковой практики среди студентов и преподавателей, а также сокращения временного ресурса на овладение иностранным языком для профессиональной коммуникации.
Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособность вуза, Проект 5-100, мировые рейтинги университетов, методология ведущих мировых рейтингов, QS, THE, ARWU
Библиография:
1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 21.12.2020).
2. Полихина Н. А., Тростянская И. Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2018. С. 14.
3. Liu L., Liu Z. The Variation of Universally Acknowledged World-Class Universities (UAWCUs) between 2010 and 2015: An Empirical Study by the Ranks of THEs, QS and ARWU // Higher Education Studies. 2016. Vol. 6, № 4. P. 54–69. DOI: 10.5539/hes.v6n4p54
4. Moed H. F. A critical comparative analysis of fi ve world university rankings // Scientometrics. 2017. Vol. 110, № 2. P. 967–990. DOI: 10.1007/s11192-016-2212-y
5. Сидоренко Т. В. Мировые рейтинги университетов как стимул к совершенствованию системы высшего образования России // Философия образования. 2014. № 4. С. 26–36.
6. Тарадина Л. Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 2 (33). С. 9–17.
7. Методика QS Stars University Rankings / Пер. И. Б. Тростянская. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/792/QS-Stars-University-Ratings_metodika.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
8. Методика академического рейтинга университетов мира ARWU 2020 г. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/ee1/ARWU_2020_Obshchii_-rei_ting.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
9. Методология институционального рейтинга Times Higher Education 2020/2021 г. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/b05/THE_2020_Obshchii_-rei_ting.pdf (дата обращения 10.05.2020).
10. QS Top universities. URL: https://www.topuniversities.com/universities/national-research-tomsk-polytechnicuniversity#wurs (дата обращения: 21.12.2020).
11. Овчинников А. С., Цепляев А. Н., Фомин С. Д. Сравнительная оценка индекса научного цитирования в изданиях отдельных вузов РФ // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2011. № 1 (21). С. 210–218.
12. Тихонов В. В. Российская историческая наука и индексы научного цитирования // Новый исторический вестник. 2013. № 36. С. 89–106.
13. Šontaite A., Bakanauskas M. Measurement model of corporate reputation at higher education institutions: customers’ perspective // Management of Organizations: Systematic Research (Organizacijų Vadyba: Sisteminiai Tyrimai). 2011. № 59. Р. 115–130.
14. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. URL: http://russian.tpu.ru/kursyi-i-programmyi/dlya-inostranczev/kursyi-dlya-inostrannyix-studentov (дата обращения: 21.12.2020).
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 57 — 66
Скачиваний: 767