МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-9-14
Ставится проблема коррекции девиантного поведения детей и подростков, вызванного неразвитостью их определенных социальных и индивидуально-личностных свойств, в частности социально-коммуникативных качеств, ценностных ориентаций, способности осваивать социальные роли в процессе взаимодействия. Показано, что такие дети проявляют агрессивность, неискренность, нетерпимость, замкнутость, повышенную обидчивость, нежелание учиться и трудиться. Обосновано, что наличие вредных привычек, отсутствие интереса к знаниям, учебной деятельности, снижение мотивации на достижение успеха ведут к негативному изменению направленности интересов. Обозначается необходимость принятия комплекса правовых, социально-психологических, коррекционно-педагогических мер, требующих особого педагогического подхода к организованным формам досуговой деятельности детей, формированию позитивно и социально ориентированной личности, соответствующих интересов, потребностей, способствующих снижению факторов социального риска. В качестве ресурса успешной социализации детей рассматривается внеурочная деятельность в образовательной организации. Представлена организационно-педагогическая профилактическая модель формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением посредством внеурочной деятельности, включающая целевой, теоретико-методологический, организационно-процессуальный, содержательный и оценочно-диагностический блоки. Раскрыты содержательные аспекты внеурочной деятельности как важного направления социализации, среды формирования ответственного, социально приемлемого поведения. Определены основные принципы, социально-педагогический, аксиологический, личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие реализацию организационно-педагогической модели формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением.
Ключевые слова: организационно-педагогическая модель, девиантное поведение, социализация, внеурочная деятельность, профилактическая работа
Библиография:
1. Маслова М. Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска: автореф. дис… канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. 24 с.
2. Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71543618/ (дата обращения: 15.05.2021).
3. Липский И. А. Социальная педагогика. Методический анализ: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с.
4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
5. Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума: материалы IX межвузовской научно-практ. конф. молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010. 246 с.
6. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 56–71. URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 21.05.2021).
7. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Пед. поиск, 1997. 78 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
9. Яковлева Н. Ф. Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков: учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2009. 144 с.
10. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников: учебно-метод. пособие. Ярославль: Академия развития, 2003. 192 с.
11. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
12. Дроздецкая И. А. Формирование толерантности у младших подростков группы риска во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2013. 24 с. URL: https://www.tspu.edu.ru/images/news/november_2013/Droz_9_9.pdf (дата обращения: 05.05.2021).
13. Дроздецкая И. А. Потенциал внеурочной деятельности по формированию толерантности как средство профилактики девиаций среди детей и подростков // Материалы IV Всерос. фестиваля науки. XVIII Международ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21–25 апреля 2014 г.): в 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 3: Проблемы начального общего, дополнительного образования и социально-педагогической деятельности на современном этапе. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. С. 70–75.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 9 — 14
Скачиваний: 731