БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-99-107
Рассмотрены актуальные вопросы оценивания качества результатов обучения иностранных слушателей. Представлены психолого-педагогические предпосылки появления компетентностного подхода в образовании. Проанализирована нормативно-правовая база введения балльно-рейтинговой системы оценивания в образовательной организации. Актуальность исследования подчеркнута выделенной контрольной группой иностранных обучающихся, которые являются одним из маркеров эффективности образовательной организации. Выявлено противоречие между требованиями компетентностного подхода в образовании и возможностями системы оценивания качества знаний иностранных слушателей: традиционная система оценивания не позволяет решать задачу индивидуализации процесса обучения иностранных слушателей. В этой связи отмечено преимущество национально-ориентированного подхода в обучении иностранных слушателей. Анализируются ментальные и психолого-педагогические особенности обучения иностранных слушателей в многонациональной учебной группе. Выявлено преимущество формирующе-оценивающей над оценочной функцией в методологической системе оценивания иностранных обучающихся. Даны требования к уровням подготовки обучающихся в образовательной организации в контексте компетентностного подхода. Эффективность применения национально-ориентированного подхода в оценивании результатов обучения иностранных слушателей подтверждается результатами проведенного педагогического эксперимента. С целью реализации формирующе-оценивающей функции балльно-рейтинговой системы оценивания была применена методика расчета Grade Point Average.
Ключевые слова: компетентностный подход, национально-ориентированный подход, балльно-рейтинговая система оценивания, формирующее оценивание
Библиография:
1. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 703 с.
2. Зеланд В. Трансерфинг реальности. Ступень V. Яблоки падают в небо. СПб.: Весь, 2015. 176 с.
3. Ременцов А. Н., Кожевникова М. Н. Методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан в российской высшей школе // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2013. № 4. С. 7–10.
4. Приказ Минобразования РФ от 11.07.2002 № 2654 (с изм. и доп. от 05.12.2003) «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов». URL: https://base.garant.ru/1589695/ (дата обращения: 08.04.2021).
5. Письмо Минобразования РФ от 28.11.2002 № 14-52-988 «Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах». URL: https://base.garant.ru/1591260/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 08.04.2021).
6. Положение о рейтинговой системе оценки деятельности обучающихся Академии ГПС МЧС России. М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. 18 с.
7. Вилкова Л. В. Формирующее оценивание в реализации личностно ориентированного подхода (научная школа профессора М. А. Викулиной) // Вестник Пермского гос. гуманитарно-пед. ун-та. Серия № 1 «Психологические и педагогические науки». 2017. № 2-1. С. 15–23.
8. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. образования РАО, 1995. 336 с.
9. Воробьев Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М.: Экономика, 1971. 108 с.
10. Снигирева Т. А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых / под ред. В. С. Черепанова. Москва; Ижевск: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 128 с.
11. Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 № 172 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность (уровень магистратуры)». URL: https://base.garant.ru/70930828/ (дата обращения: 12.04.2021).
12. Приказ Минобрнауки России от 20.05.2020 № 678 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность». URL: https://base.garant.ru/70930828/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.04.2021).
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 99 — 107
Скачиваний: 596